Педагогика как наука. Дидактика

Ответ: Педагогика в переводе с греческого означает «пайдос»- дитя и «аго»- вести. В древности под педагогикой понимали – «искусство вести ребенка по жизни», т.е. воспитывать его, обучать, направлять его духовное и телестное развитие. Со временем педагогику начали рассматривать как особую науку об образовании, воспитании и обучении человека. Определение педагогики сейчас: -это наука о закономерностях воспитания подрастающего поколения, взрослых людей, об управлении их развитием в соответствии с потребностями общества.

Дидактика - отрасль педагогической науки, раскрывающая теоретические основы образования и обучения в их наиболее общем виде. Дидактика выявляет закономерности, принципы обучения, задачи, содержание образования, формы и методы преподавания и учения, стимулирование и контроля в учебном процессе, характерные для всех учебных предметов, на всех возрастных этапах обучения. Категории дидактики

Основные категории дидактики: обучение, преподавание, учение, образование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства, результаты (продукты) обучения.

Обучение - целенаправленный процесс взаимодействия педагога с учащимися, их совместной деятельности, в ходе которой осуществляется образование, воспитание и развитие.

Преподавание - упорядоченная деятельность педагога, направленная на реализацию цели обучения, обеспечение информирования, осознания и практического применения знаний.

Учение - процесс деятельности учащегося по освоению знаний, умений и навыков (опыта, творчества и эмоционально-ценностных отношений).

Образование - процесс становления культурного человека и результат обучения, система приобретенных знаний, умений, навыков, способов мышления, мировоззрения, нравственности и общей культуры.

Знания - информация, которая может преобразовываться и использоваться, совокупность информационных идей человека, в которых выражается теоретическое овладение этим предметом.

Умения - овладение способами применения знаний на практике.

Навыки - умения, доведенные до автоматизма.

Дидактические принципы:

- Сознательность и активность; - Прочность;

- Наглядность; - Научность;

- Системность и последовательность; - Доступность;

- Связь теории с практикой.

Принцип сознательности и активности обучения подразумевает взаимосвязь педагогического руководства с сознательной, активной, творческой деятельностью учащихся. Основой сознательности обучения является умственная, мыслительная активность учащихся. Активность теснейшим образом связана с самостоятельностью мысли и действий, играет большую роль в принятии решений, в умении отстаивать свои взгляды и т. п.

Принцип наглядности обучения -картинки или в модели, учебное телевидение, видеозапись наглядные пособия применять надо. Применение наглядных средств воспитывает внимание, наблюдательность, развивает культуру мышления.

Принцип системности и последовательности. Таким образом, принцип системности и последовательности обучения -Это получение знаний в системе, их последовательное усвоение и применение.

Принцип прочности -чем важнее и интереснее тот или иной учебный материал, тем прочнее этот материал закрепляется и дольше сохраняется.

Принцип научности -требует от преподавателя, чтобы предлагаемое содержание обучения было основано на положениях, соответствующих фактам, выражало бы состояние современных наук. Эти положения зафиксированы в стандартах, программах, учебниках.

Принцип доступности обучения – это соответствие организации и осуществления дидактического процесса уровню развития и подготовленности учащихся, их индивидуальным особенностям, возрасту. Для доступности следует широко использовать аналогию, сравнение, сопоставление, противопоставление. Доступность зависит от ясности изложения, четкости формулировок, образности, использования ярких фактов, примеров из жизни, литературы.

Принцип связи теории с практикой как раз и нацеливает на необходимость постоянного сомнения и проверки теоретических положений с помощью надежного критерия практики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: