Индивидуальное мировозрение

При этом существуют необходимые условия, которые нужно учитывать при развитии мировоззрения:

1.Формирование знаний, активно востребованных жизненной практикой человека, его трудовой и общественной деятельностью.

2.Формирование, прежде всего, моральных знаний, включающих информацию о нормах, которыми необходимо руководствоваться при реализации мировоззренческих взглядов и убеждений, о сущности нравственного идеала. Специфика нравственных воззрений заключается в том, что они регулируют практическую деятельность людей, направляют поведение.

3.Для развития мыслительной деятельности студентов, их логического мышления, т.е. того, без чего невозможно формирование мировоззрения, необходима опора не только на логическое, понятийное мышление, но и по возможности на образное; опора на личный опыт, взаимодействие старых и новых знаний; многообразие методов и приемов, их сочетание, разработка системы междисциплинарных знаний.

4.Повышение удельного веса самостоятельной работы студентов: лабораторных и практических занятий, учебного эксперимента, учебно-трудовых заданий и факультативных занятий. Активные методы обучения обладают большей убедительностью, что важно для формирования личностного отношения к изучаемому учебному материалу, а, следовательно, для выработки взглядов и убеждений. Необходимо подчеркнуть большое воспитательное значение внеаудиторной деятельности студентов. Вовлечение их в творческую деятельность помогает конкретизировать знания, полученные на лекциях, овладевать приемами познавательной деятельности.

5.Наблюдения студентов за жизнью окружающих, их поведением, поступками. Возникающие на основе этого чувства, взгляды и убеждения студент будет соотносить со взглядами, моральными нормами и требованиями, принятыми в нашем обществе и в той или иной форме предъявляемыми к нему самому.

б.Организация разнообразных отношений, выработка у студентов правильных общественно ценных отношений к труду, учению, общественной работе, товарищам, взрослым.

7.Руководство системой отношений в студенческом коллективе необходимо осуществлять через знание внутреннего мира каждого студента. Для этого следует внимательно изучать реакции студента на внешние воздействия, выявлять, какие общие закономерности возрастного развития проявляются у каждого студента и под влиянием каких причин. Важно организовать такие отношения во всей жизни студенческого коллектива, которые стимулировали бы активную деятельность на общую пользу, повседневные выполнения социальных норм и правил. Весь режим студенческой жизни, весь воспитательный процесс необходимо организовать так, чтобы отношения, складывающиеся в студенческой среде, приобретали личностный смысл для каждого студента.

8.Необходимость выработки побудительной силы идей. Освоение идеи возможно логическими средствами, при обязательном участии чувственного мира студента путем развития различных чувств. Поэтому большая роль в формировании убеждений должна отводиться формированию таких чувств как социально-политические, интеллектуальные, эстетические, праксические.

9.Важность в учебном процессе студентов эмоционально окрашенных занятий. Яркое описание фактов, эмоционально насыщенная лекция, обращение к личному опыту учащихся - важные средства формирования убеждений.

Ю.Воспитание воли. Это может осуществляться через обычный повседневный труд. Главный же результат труда - максимально возможное усвоение того, что произведено ранее, постепенное становление качественно новой личности, которая благодаря успешному усвоению знаний и овладению ими получает возможность принять непосредственное участие в материальном и духовном производстве.

11.Стимуляция определенного личностного отношения студентов к изучаемым фактам, явлениям, понятиям, законам, выработка суждений и оценок, овладение приемами диалектического мышления.

12.Формирование у студентов правильного представления о том, каков нравственный эталон, идеал человека в нашем обществе, важности следования ему в своем поведении, соотнесения с ним качества своей личности. Идеалы студентов могут существовать в разных формах. Это могут быть образы каких-либо конкретных людей (любимого педагога, родителей, выдающихся людей, героев любимых художественных произведений и кинофильмов), в которых студенты видели бы воплощение высоко ценимых ими качеств. Характерная для студента форма идеала - обобщенные образы как совокупность лучших, с точки зрения студента, качеств личности. Наиболее плодотворные результаты достигаются там, где студенты стремятся воплотить в своей личности совокупность качеств, характеризующих целостный гармоничный тип личности.

13.Дифференцированный подход к студентам, т.к. студенты, как показало наше исследование, отличаются друг от друга по уровню знаний, направленности поведения. Одних нужно обогатить знаниями и умениями, научить ими оперировать, для других основное значение имеет воспитание общественной моральной направленности, у третьих нужно формировать потребность претворять свои взгляды в практической деятельности и, наконец, для четвертой категории студентов необходимо специальное воспитательная работа во всех трех направлениях.

Таким образом, необходимо: а) признание и реализация деятельности (познавательно-преобразующей, трудовой, общественно политической, художественной, игровой и т.д.) как основы духовно-практического освоения личностью объективного мира и его адекватного отражения в сознании; б) обеспечение целостности и единства воздействия на сферы жизнедеятельности студента (интеллектуальную, эмоционально-волевую и действенно-практическую); в) индивидуализация воспитательного процесса при условии взаимодействия личности и коллектива (в деятельности и общении).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: