Данные коэффициенты предназначены для корректирования нормативов.
Норматив периодичности ТО, пробега до КР, трудоемкости единицы ТО и ТР, которые принимаются из таблиц 2.1-2.3 Положения о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта. [1]
В тех случаях, когда автомобиль уже подвергался КР, вводят коэффициент 0,8, считая, что пробег в этом случае должен составить 80% от LКР и соответственно
L’КР =LНКР х 0,8,
где L’КР - расчётный пробег автомобиля(П КР) до капитального ремонта
Определяем пробег автомобилей КамАЗ-5320 до следующего КР нормы пробега нового автомобиля до первого КР
L’КР = 300000 х 0,8 = 240000, км.
Рассчитываем пробег автомобилей МАЗ-5335 до следующего КР нормы пробега нового автомобиля до первого КР
L’КР = 320000 х 0,8 = 256000, км.
Определяем долю нормативного пробега по формуле:
D=LП КРФi / LНКР,
где LНКР – нормативный пробег до капитального ремонта;
D – доля нормативного пробега.
Определяем долю нормативного пробега для автомобилей КамАЗ-5320:
|
|
D1 = 30000 / 240000=0,125 (=>К4=0,4)
D2 = 110000 / 240000=0,458 (=>К4=0,7)
D3 = 170000 / 240000=0,71 (=>К4=1,0)
D4 = 220000 / 240000=0,92 (=>К4=1,2)
Определяем долю нормативного пробега для автомобилей МАЗ-5335:
D1 = 30000 / 256000=0,12 (=>К4=0,4)
D2 = 110000 / 256000=0,43 (=>К4=0,7)
D3 = 170000 / 256000=0,664 (=>К4=1,0)
D4 = 220000 / 256000=0,86 (=>К4=1,2)
КамАЗ-5320 | МАЗ-5335 | |
К1ТО | 0,8 | 0,8 |
К1tТР | 1,2 | 1,2 |
К1КР | 0,8 | 0,8 |
К2tТО,ТР | 1,0 | 1,0 |
К2 КР | 1,0 | 1,0 |
К3 ТО | 0,9 | 0,9 |
К3tТР | 1,1 | 1,1 |
К3 КР | 0,9 | 0,9 |
К4 тр1 | 0,4 | 0,4 |
К4 тр2 | 0,7 | 0,7 |
К4 тр3 | 1,0 | 1,0 |
К4 тр4 | 1,2 | 1,2 |
К4’1 | 0,7 | 0,7 |
К4’2 | 0,7 | 0,7 |
К4’3 | 1,0 | 1,0 |
К4’4 | 1,2 | 1,2 |
К5 | 1,15 | 1,15 |
Результирующие коэффициенты корректирования нормативов получаются перемножением отдельных коэффициентов:
Периодичность ТО
КТО= К1ТО x К3 ТО,
где КТО – коэффициент периодичности ТО;
К1 ТО – коэффициент учитывающий КУЭ, [табл. 2];
К3 ТО – коэффициент учитывающий ПКУ, [табл. 2].
КТО=0,8 х 0,9 = 0,72
Пробег до КР
ККР = К1КР х К2КР х К3КР,
где К2КР – коэффициент учитывающий модификацию подвижного состава.
ККР=0,8 х 1,0 х 0,9 = 0,72
КtТО=К2 х К5 ,
где КtТО – трудоемкость ТО;
К5 – коэффициент учитывающий количество обслуживаемых и ремонтируемых автомобилей на автотранспортном предприятии (АТП) и количество технологически совместимых групп.
КtТО=1,00 х 1,15 = 1,15
Трудоёмкость ТР
КtТР= К1ТР х К2ТР х К3ТР х К4tТР n х К5,
где КtТР – трудоемкость ТР;
К4 – коэффициент учитывающий пробег с начала эксплуатации.
КtТР 1 = 1,2 х 1,00 х 1,1 х 0,4 х 1,15 = 0,6072
КtТР 2 = 1,2 х 1,00 х 1,1 х 0,7 х 1,15 = 1,0626
КtТР 3 = 1,2 х 1,00 х 1,1 х 1,0 х 1,15 = 1,518
КtТР 4 = 1,2 х 1,00 х 1,1 х 1,2 х 1,15 = 1,8216
Рассчитываем среднее значение коэффициента корректирования нормативов удельной трудоёмкости текущего ремонта, в зависимости от пробега с начала эксплуатации по формуле:
|
|
K4’ср = (К4 ‘1 3 + K4’2*26 + K4’3*17 + K4’4 9)/Аи
КtТР (ср) (КамАЗ)=(0,6072*2+1,0626*11+1,518*8+1,8216*4)/25=1,29
КtТР (ср) (МАЗ)=(0,6072*1+1,0626*15+1,518*9+1,8216*5)/30=1,31
K4ср = (0,6072* 3 + 1,0626*26 + 1,518*17 + 1,8216*9)/55=1,303
Рассчитываем среднее значение коэффициента корректирования продолжительности простоя подвижного состава в ТО и ТР в зависимости от пробега с начала эксплуатации по формуле:
K4’ср = (К4 ‘ 1*А1 + K4’2*A2 + K4’3*A3 + K4’4 *A4)/А И
K4’ср (0,7*3+0,7*26+1,0*17+1,2*9)/55= 0,875
Капитальный ремонт полнокомплектных машин не выполняется, а проводится КР узлов и агрегатов – поместить в исследовательский раздел
Рассчитываем продолжительность простоя подвижного состава в ТО и ТР по формуле:
dТОиТР=dНТОиТРK’4(ср)
dТОиТР=0,55*0,875=0,4813 дн./1000 км
Рассчитываем проектный коэффициент технической готовности αТП по формуле:
αТП = 1/(1+lсс(dТОиТР/1000))
αТП = 1/(1+230(0,4813/1000)) = 0,9
2.3 Табличные и расчётные нормативы
При выборе исходных нормативов режима ТО и ремонта особое внимание уделяется точности вычислений, поскольку от этого напрямую и зависит слаженная работа автотранспортного предприятия.
Все табличные нормативы выбираются из таблиц 2.1-2.3 в [1].
Нормативный пробег автомобиля до КР (LНКР(КамАЗ)) =300 000 км.
Нормативный пробег автомобиля уже подвергавшегося КР до следующего КР (LП КРКР(КамАЗ)) =240 000 км.
Нормативный пробег автомобиля до КР (LНКР(МАЗ)) =320 000 км.
Нормативный пробег автомобиля уже подвергавшегося КР до следующего КР (LП КРКР(МАЗ)) =256 000 км.
Нормативная периодичность для всех автомобилей
ТО-1 (LН1) =3000 км. и ТО-2 (LН2) =12000 км.
Периодичность ТО-1, ТО-2 и пробег до капитального ремонта определяется исходя из нормативов периодичности ТО-1(LН1 км) и ТО-2 (LН2 км) то:
L1= LН1 х КТО, км,
где L1 - расчётная периодичность ТО-1, км;
LН1 – нормативная периодичность ТО-1.
L1= 3000 х 0,72 = 2160 км.
L2= LН2 х КТО, км,
где L2 – расчётная периодичность ТО-2, км;
LН2 – норматив периодичности ТО-2, км.
L2=12000 х 0,72 =8640 км.
LКРН = LНКР х ККР, км,
где LКРН – расчётный пробег автомобиля до капитального ремонта, км;
-
где LКРП КР – расчётный пробег автомобиля уже подвергавшегося КР до следующего капитального ремонта, км;
LП КРКР(КамАЗ) =240000 х 0,72 = 172800 км.
LП КРКР(МАЗ) =256000 х 0,72 = 184320 км.
После определения расчётной периодичности ТО-1 (L1) производится окончательная корректировка её величины по кратности со среднесуточным пробегом автомобилей (lСС)
L1/lСС=n1,
где lСС – среднесуточный пробег, км;
n1 – величина кратности.
n1= 2160/230=9,4
Окончательно скорректированная по кратности величина периодичности ТО-1(L1) принимает значение
L1= n1 х lCC,
L1= 9 х 230 = 2100 км.
После определения расчетной периодичности ТО-2(L2) проверяется ее кратность со скорректированной периодичностью ТО-1(L1):
L2/L1=n2,
где n2 – величина кратности.
n2=8640/2100=4,1
Окончательная скорректированная величина периодичности ТО-2(L2) принимает значение:
L2=n2 х L1,
L2= 4 х 2100 = 8400, км.
Величина расчетного пробега автомобиля до капитального ремонта корректируется по кратности с периодичностью ТО-1(L1) и ТО-2(L2)
LКРП КР/L2=n3П КР,
где n3П КР – величина кратности автомобилей уже подвергавшихся КР.
n3П КР(КамАЗ)= 172800/8400 = 20,6
n3П КР(МАЗ)= 184320/8400 = 21,9
Окончательно скорректированная величина расчетного пробега автомобиля до капитального ремонта принимает значение:
LКРП КР = L2 х n3П КР,
LКРП КР(КамАЗ) = 8400 х 21 = 176400, км.
LКРП КР(МАЗ) = 8400 х 22 = 184800, км.
Допускаемое отклонение окончательно скорректированных величин L1, L2 и LКР от нормативных ±10%.
Для того, чтобы определить среднюю величину пробега(LКРСР=LЦ) за цикл автомобиля из группы с учётом их пробегов(нового и старого в рассчитываемой группе) используют метод расчёта средних величин:
LКРСР =(LКРН х AН1+ LКРП КР х AП КР2) / (AН1 + AП КР2),
Или
LКРСР =(LКРП КР(КамАЗ) х AП КР(КамАЗ)+ LКРП КР(МАЗ) х AП КР(МАЗ)) / (
AП КР(КамАЗ) + AП КР(МАЗ)),
|
|
где LКРСР – средняя величина пробега за цикл;
AН1 – количество новых автомобилей в группе;
AП КР2 – количество старых автомобилей в группе.
LКРСР = (176400 х 25 + 184800 х 30) / (25 + 30) = 180981,81км.
Определяем кратность средней величины пробега за цикл:
n31= LКРСР / L2,
где n21 – величина кратности.
КамАЗ и МАЗ
n31 = 180982 / 8400 =21,55
Корректируем средний пробег за цикл до капитального ремонта:
LКРСР= n21 х L2,
LКРСР = 22 х 8400 = 184800, км.
Определение трудозатрат.
Нормативы трудоёмкости технического обслуживания и текущего ремонта подвижного состава.
Таблица 3 - Нормативы трудоёмкости технического обслуживания и текущего ремонта подвижного состава.
Марка, модель подвижного состава (грузоподъёмность) | ЕО | ТО-1 | ТО-2 | ТР, чел.-ч/1000 км. | |||
чел.-ч на одно обслуживание | |||||||
КамАЗ-5320(>8т) | 0,5 | 3,4 | 14,5 | 8,5 | |||
МАЗ-5335(>8т) | 0,3 | 3,2 | 12,0 | 5,8 | |||
Нормативная трудоемкость ЕО (tНЕО) [табл. 3] чел.-ч;
КамАЗ-5320 = 0,5 чел.-ч
МАЗ-5335 = 0,3 чел.-ч
Нормативная трудоемкость ТО-1 (tН1) [табл. 3] чел.-ч;
КамАЗ-5320 = 3,4 чел.-ч
МАЗ-5335 = 3,2 чел.-ч
Нормативная трудоемкость. ТО-2 (tН2) [табл. 3] чел-ч;
КамАЗ-5320 = 14,5 чел.-ч
МАЗ-5335 = 12,0 чел.-ч
Нормативная удельная трудоемкость ТР (tНТР) [табл. 3] чел-ч/1000;
КамАЗ-5320 = 8,5 чел.-ч
МАЗ-5335 = 5,8 чел.-ч
Нормативы трудоемкости СО составляют от трудоемкости ТО-2: 20% для умеренно холодного климатического района.
Нормативная трудоемкость СО (tНСО):
tНСО=Д х tН2,
tНСО = 0,2х20,6= 4,12 чел.-ч.
где Д – доля для умеренно холодного климатического района, 20%. Д=0,2
tНСО(КамАЗ) = 0,2х14,5= 2,9 чел.-ч.
tНСО(МАЗ) = 0,2х12,0= 2,4 чел.-ч.
РАСЧЁТНЫЕ ТРУДОЁМКОСТИ.
Расчётная трудоёмкость ЕО
tРЕО=tНЕО х КtТО, чел.-ч.
где tРЕО – расчётная трудоёмкость ЕО, чел.-ч.
tРЕО(КамАЗ) = 0,5х1,15= 0,58 чел.-ч.
tРЕО(МАЗ) = 0,3х1,15= 0,35 чел.-ч.
tР1= tН1 х КtТО, чел.-ч.
где tР1– расчётная трудоёмкость ТО-1, чел.-ч.
tР1(КамАЗ)= 3,4 х 1,15 = 3,91 чел.-ч.
tР1(МАЗ)= 3,2 х 1,15 = 3,68 чел.-ч.
tР2= tН2 х КtТО, чел.-ч.
где tР2– расчётная трудоёмкость ТО-2, чел.-ч.
tР2(КамАЗ)= 14,5 х 1,15= 16,68 чел.-ч.
tР2(МАЗ)= 12,0 х 1,15= 13,8 чел.-ч.
tРСО= tНСО х КtТО, чел-ч.
где tРСО – расчётная трудоёмкость СО, чел.-ч.
tРСО(КамАЗ) =2,9 х 1,15 = 3,34 чел.-ч.
|
|
tРСО(МАЗ) =2,4 х 1,15 = 2,76 чел.-ч.
где tРТРП КР – расчётная трудоёмкость ТР для автомобилей уже прошедших КР, чел.-ч.
tРТРП КР(КамАЗ) = 8,5*1,29 = 10,97
tРТРП КР(МАЗ) = 5,8*1,31 = 7,6
2.4 Расчёт производственной программы
Коэффициент использования автомобилей определяют с учётом режима работы АТП в году и коэффициента технической готовности подвижного состава:
αИ = (αТДР.Г) / (ДК.Г), (34)
где αИ – коэффициент использования автомобилей;
αТ – расчётный коэффициент технической готовности автомобиля(парка);
ДР.Г, - количество дней работы АТП (автомобилей на линии) в году;
ДК.Г, - количество календарных дней в году.
αИ = (0,9 х 305) / (365) = 0,75
Для всех автомобилей (группу автомобилей) годовой пробег
LП.ГП = AИ Х lСС Х ДК.Г Х αИ, (35)
где LП.ГП – годовой проектный пробег автомобилей, км.
LП.ГП(КамАЗ)= 25х230х365х0,75=1574063
LП.ГП(МАЗ)= 30х230х365х0,75=1888875
Определение числа обслуживаний за год
Число технических обслуживаний ТО-2, ТО-1 и ЕО (N2Г, N1Г, NЕОГ) определяется в целом оп парку или по каждой группе автомобилей, имеющих одинаковую периодичность обслуживания
NЕОГ = LП.ГП / lСС, (36)
где NЕОГ – годовое число ЕО.
NЕОГ (КамАЗ)= 1574063/ 230 = 6844 обслуживаний,
NЕОГ (МАЗ)= 1888875/ 230 = 8213 обслуживаний.
N2Г = LП.ГП / L2, (37)
где N2Г – годовое число ТО-2.
N2Г(КамАЗ) = 1574063 / 8400 = 187 обслуживаний.
N2Г(МАЗ) = 1888875 / 8400 = 225 обслуживаний.
N1Г = LП.ГП / L1 - N2Г, (38)
где N1Г – годовое число ТО-1.
N1Г(КамАЗ) = 1574063 / 2100 – 187 = 563 обслуживаний.
N1Г(МАЗ) = 1888875 / 2100 – 225 = 675 обслуживаний.
NСОГ=2 х АИ, (39)
NСОГ(КамАЗ)=2 х 25 = 50 обслуживаний.
NСОГ(МАЗ)=2 х 30 = 60 обслуживаний
Расчет сменной программы
Ni СМ = NiГ/ ДР.Г * ССМ, (38)
где NiГ – годовая программа по соответствующему виду То или диагностики, обслуживаний
ССМ – число смен работы соответствующей зоны ТО или постов диагностики.
NЕО СМ (КамАЗ)= 6844 / (305 * 2) = 11
NЕО СМ (МАЗ)= 8213 / (305 * 2) = 14
где NЕО СМ – сменная программа для ЕО.
NТО-1 СМ (КамАЗ)= 563 / (305 * 2) = 1
NТО-1 СМ (МАЗ)= 675/ (305 * 2) = 1
где NТО-1 СМ – сменная программа для ТО-1.
NТО-2 СМ (КамАЗ)= 187 / (305 * 2) = 0,31
NТО-2 СМ (МАЗ)= 225 / (305 * 2) = 0,37
где NТО-2 СМ – сменная программа ТО-2.
Определение суточной программы по ТО автомобилей.
Суточная программа по ТО данного вида(NЕОГ, N1С, N2C) определяется по общей формуле
Niсут = NiГ / ДР.З, (47)
где NiГ – годовое число технических обслуживаний за год по каждому виду в отдельности(ЕО, ТО-1,ТО-2,СО);
Niсут - суточное число технических обслуживаний за день по каждому виду в отдельности;
ДР.З – число рабочих дней в году соответствующей зоны ТО (ДР.З = ДР.Г).
N1 сут (КамАЗ)= 563/ 305 =1,85
N1 сут (МАЗ)= 675/ 305 = 2,21
где N1 сут – суточный объём работ по ТО-1
N2 сут(КамАЗ) = 187 / 305 = 0,61
N2 сут(МАЗ) = 225/ 305 = 0,74
где N2 сут – суточный объём работ по ТО-2
NЕО сут(КамАЗ) = 6844/ 305 = 22,44
NЕО сут(МАЗ) = 8213 / 305 = 26,93
где NЕО сут – суточный объём работ по ЕО
Определение годового объема работ по ТО и ТР. Годовой объём работ ТО определяется по общей формуле
Ti = NiГ х tiср, (51)
где tiср – расчётная (скорректированная) трудоёмкость единицы ТО данного вида (tЕО,t1,t2) для данной модели или средняя для группы подвижного состава.
где T1Г – годовой объём работ по ТО-1
T1Г(КамАЗ) = 563 х 3,91 = 2201,33 чел.-ч
T1Г(МАЗ) = 675 х 3,68 = 2484 чел.-ч
где T2Г – годовой объём работ по ТО-2
T2Г(КамАЗ) = 187 х 16,68 = 3119,16 чел.-ч
T2Г(МАЗ) = 225 х 13,8 = 3105 чел.-ч
где TЕОГ – годовой объём работ по ЕО
ТЕОГ(КамАЗ) = 6844 х 0,58 = 3969,52 чел.-ч
ТЕОГ(МАЗ) = 8213 х 0,35 = 2874,55 чел.-ч
где TСОГ – годовой объём работ по СО
ТСОГ(КамАЗ) = 50 х 3,34 = 167 чел.-ч
ТСОГ(МАЗ) = 60 х 2,76 = 165,6 чел.-ч
Годовой объём работ всех видов ТО по предприятию.
∑ ТТОГ = Т1Г + Т2Г + ТЕОГ + ТСОГ, (58)
где ∑ ТТОГ - годовой объём всех видов ТО по АТП.
∑ ТТОГ = 4685,33 + 6224,16 + 6844,07 + 332,6 = 18086,16 чел.-ч
Годовой объём работ ТР для технологически совместимой группы подвижного состава.
Определение годовой программы ТР:
ТТРГ = (LП.Г х tТР) /1000,чел-ч, (59)
где ТТРГ – годовой объем работ ТР
ТТРГ(КамАЗ) = (1574063 х 10,97) / 1000 = 17267,47 чел.-ч
ТТРГ(МАЗ) = (1888875 х 7,6) / 1000 = 14355,45 чел.-ч
Определение объема работ по АТП:
ТАТП Г= ТТОГ + ТТРГ чел.-ч (60)
где TАТП Г - годовой объём работ по АТП.
ТАТП Г (КамАЗ) = 18086,16 + 17267,47 = 35353,63 чел.-ч
ТАТП Г (МАЗ) = 18086,16 + 14355,45 = 32441,61 чел.-ч
ТТРПОСТ = ТТРГ * СПОСТ, (61)
где ТТРПОСТ – постовой ТР;
СПОСТ – распределение трудоемкости.
ТТРПОСТ(КамАЗ) = 17267,47 * 0.5 = 8633,74
ТТРПОСТ(МАЗ) = 14355,45 * 0.5 = 7177,73
ТТРПОСТ= 8633,74+7177,73=15811,47
2.5 Технологический расчет
Определение количества ремонтных рабочих на объекте проектирования
Число производственных рабочих мест Ря определяется по формуле:
РЯ= ТТРГ / ФРМ, (45)
где РЯ – число явочных, технологических необходимых рабочих или количество рабочих мест, чел;
ФРМ – годовой производственный фонд времени рабочего места(номинальный), ч (принимается по табл. 2.10). Приложение [1].
РЯ= 15811,47/ 2010 = 8
Количество штатного рабочего персонала Рш - по формуле:
РШ = ТТРГ / ФРБ (46)
где РШ – штатное число производственных рабочих, чел.
ФРБ – годовой производственный фонд рабочего времени штатного рабочего, но с учетом отпуска и невыхода на работу по уважительным причинам, ч (табл. 2.10)
РШ(КамАЗ) = 15811,47/ 1780 = 9
Расчет количества постов в зоне ТР
ХТР = (ТТРГ * КРЕЗ) / (ДР.Г * ССМ * ТСМ * РП * ƞn), (47)
Где ХТР – число постов зоны ТР;
КРЕЗ – коэффициент неравномерности загрузки постов;
ССМ - число рабочих смен зоны ТР;
ТСМ - продолжительность работы зоны ТР;
Р П- число исполнителей, одновременно работающих на одном посту ТР;
Ƞп - коэффициент использования рабочего времени.
ХТР = (15811,47* 1,15) / (305 * 3* 7 * 1,5 * 0,91) = 2
№ | Наименование оборудования | модель | кол-во | Габариты | Площадь, м2 | Потребляемая мощьность кВт | Стоимость оборудования | |||
Подвесная кран балка по | ГОСТ 7890-67 | 7890х67 | 0,5 | 10 000 | ||||||
Подъемник гидравлический | ПЛ-10 | 9000х4060 | 450 700 | |||||||
Осмотровая канава | 8500х1100 | 9,3 | ||||||||
Подъемник канавочный | ПНК 10 | 740х384 | 0,2 | 94 700 | ||||||
Тележка для снятия и установки колес | П 254 | 1234х935 | 29 900 | |||||||
Подъемный механизм для снятия и установки агрегатов | 8.20 | 20-2500 | 0,1 | 20 000 | ||||||
Ящик для инструментов | 01.405R | 700х350 | 0,8 | 11 300 | ||||||
Масло раздаточный бак | Р397-А | 330х235 | 0,16 | 18 900 | ||||||
Гайковерт | u-330 | 150х400 | 0,06 | 8 100 | ||||||
Бак для заправки тормозной жидкости | 133М | 150х150 | - | 4 500 | ||||||
Переходной мостик | - | - | ||||||||
Слесарный верстак | ОРГ 1468-01-060А | 1400х800 | 4,48 | 13 560 | ||||||
Стеллаж для деталей | 1000х500 | 2 474 | ||||||||
Бак для сбора отработанного масла | RWO -90 | 500х450 | 0,45 | 20 100 | ||||||
Подставка под двигатель | 400х400 | 0,16 | 1 400 | |||||||
Стенд для проверки электрооборудования | 726х650 | 0,4 | 1,2 | 77 000 | ||||||
Компрессор | С-416М | 2100х700 | 1,47 | 103 900 | ||||||
Солидолонагнетатель | С-322 | 470х540 | 0,25 | |||||||
Пистолет с манометром для подкачки шин | STAYER MASTER 06482 | |||||||||
Динамометрический ключ | ||||||||||
Набор инструмента | ОМТ131S | |||||||||
Портативный дымомер | МЕТА-01МП 0.1 | 220*75 | 0,02 | |||||||
итого | 56,35 | |||||||||
2.6 Расчет производственных площадей
Площадь участка ТО рассчитывается по следующей формуле:
F = КПЛ(Fa * П + ∑Fоб), (49)
где Fa – площадь занимаемая автомобилем в плане, м2
∑ Fоб – суммарная площадь оборудования в плане, расположения вне площади, занятой автомобилями, м2
П – расчетное число постов
КПЛ – коэффициент плотности расстановки постов и оборудования
F = 4 * (18,59 * 2 + 10,21) = 189,56