double arrow

Младший школьный возраст в различных авторских периодизациях онтогенеза

Д.Б. Эльконин -дети очень чутки к тому, как учитель относится к детям. Если ребенок замечает, что учитель кого-то выделяет, то уважение к нему снижается. В первое время дети строго следуют указаниям учителя, но если он проявляет лояльность по отношению к правилу, то правило начинает разрушаться изнутри.

Ведущая деятельность-учебная.Сфера личности-операционально-техническая.

Соц.ситуация развития-взрослый как носитель обобщенных способов деят-ти в системе научных понятий.Кризис 12-13 лет.Психическое новообразование-внутр.план действий,рефлексия.

Л.С.Выготский. В этот период качественно изменяется способность к произвольной регуляции поведения. Происходящая в этом воз­расте «утрата детской непосредственности». характеризует новый уровень развития мотивационно-потребностной сферы, что позволяет ребенку действовать не непосредственно, а руководствоваться сознательными целями, социально выработанными нормами, правилами и способами поведения.

По Выготскому, в 7 лет у ребенка начинает появляться обобщенное отношение к себе. На формирующуюся самооценку оказывает успешность или неуспешность в учебной деятельности: сказывается недифференцированность самооценки, при которой оценка учителем учебных успехов воспринимается как глобальная оценка личности.

Согласно Л.С. Выготскому, специфика младшего школьного возраста состоит в том, что цели деятельности задаются детям преимущественновзрослыми. Учителя и родители определяют, что можно и что нельзя делать ребенку, какие задания выполнять, каким правилам подчиняться и т.д. Одна из типичных ситуаций такого рода - выполнение ребенком какого-либо поручения.

З. Фрейд определил период от шести до двенадцати как латентную стадию. Э. Эриксон назвал этот период школьным возрастом.

С. Хартер описывает как в период младшего школьного возраста проясняющаяся Я-концепция снабжает детей «фильтром», сквозь который они оценивают свое социальное поведение и окружающих. Л. Альперт-Жилис и Дж. Коннел описывают особенности самооценки в этом возрастном периоде.

З.Фрейд. Латентный период (от 6 до 11 лет). Само название этого периода указывает на скрытый характер проявления либидо. Характерно явное снижение сексуальной ак­тивности и интересов к сексуальным вопросам. Центральными моментами данного этапа становятся обучение и социализация. Ребенок осваивает формы поведения, свойственные каждому полу. Фрейд не указывает на возможности фиксации на этой стадии развития. Однако можно предположить, что недостаточное освоение форм, установок полового поведения может привести к фиксации в виде психического ин­фантилизма, неадекватного понимания своей половой роли и половой роли противо­положного пола.

Э.Эриксон.

Четвертая стадия — латентная (от 6 до 11 лет). Это период обучения в школе, когда у ребенка особенно актуализированы познавательные способности и он осваи­вает знания и навыки данного социума. Взрослые, поощряя тягу ребенка к освоению нового, к достижению результатов, поддерживают в нем чувство компетентности. На­смешки дома и в школе, неудачи в учебе и дружбе со сверстниками способствуют развитию у ребенка чувства неполноценности, которое будет трудно преодолеть на следующих стадиях развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: