Первоочередной задачей продавца товаров и услуг является выявление ожиданий и мотиваций у потребителей при покупке. Имея всю необходимую информацию об ожиданиях и мотивациях потребителей, продавец старается максимально удовлетворить их посредством постоянных маркетинговых исследований, поскольку полученная оперативная информация дает возможность быстро и гибко реагировать на быстро изменяющуюся структуру запросов, потребностей и мотивов.
При этом придерживаются следующих основополагающих принципов:
• потребитель независим, и его мнение определяет поведение производителя;
• поведение потребителя социально законно, и поэтому он всегда прав;
• поведение потребителя поддается изучению и прогнозированию при помощи исследований;
• поведение потребителя поддается воздействию и манипуляциям при помощи правильно разработанной системы маркетинга.
Существует большое количество методов изучения запросов и ожиданий потребителей. К ним относятся: опрос, наблюдение, психологический анализ, исторический метод, метод экспериментов, метод математического моделирования.
|
|
Особенностью проведения конкретных маркетинговых исследований служит выборка респондентов, что позволяет выделять генеральную и выборочную совокупность.
Исследовательские методы требуют не только изучения перманентных интересов и потребностей потребителей, но и прогнозирования их запросов в будущем. Для более точного прогнозирования необходимоиметь необходимую информацию и учитывать факторы, которые оказывают наибольшее влияние на покупательское поведение людей.
В механизме влияния различных факторов на поведение потенциальных покупателей на рынке можно выделить четыре группы:
• социокультурные факторы, которые характеризуют общий уровень культуры; культуру, характерную для данной социальной группы или класса; социальное положение в обществе; религию и мировоззрение; образование;
• социально-психологические факторы, связанные с семейными традициями и влиянием ближайшего социального окружения — семьи; влиянием референтной группы; социальными ролями и выполняемыми статусами и т.д.;
• личностные факторы, связанные с такими характеристиками человека, как возраст, пол, семейное положение, этап жизненного цикла семьи, профессией и родом занятий, образом жизни, типом личности и др.;
• психологические факторы – мотивация, восприятие окружающего мира, убеждения, ощущения, представления и др.
Изучение характера и механизмов влияния различных факторов на покупательское поведение дает возможность определить их вероятную реакцию на тот или иной продукт, товар или услугу, что позволяет более обоснованно развивать маркетинговую стратегию.
|
|
Изучению мотивов занятий спортом также посвящено множество исследований, которые характеризуются разными теоретическими инструментальными подходами.
Выделяют 4 стадии динамики мотивов спортивной деятельности:
1 стадия – первичная генерализация: результативность начальная; мотивация общая положительная. Характеризуется неопределенностью конкретных мотивов, распыленностью спортивных интересов, непосредственностью и эмоциональной окраской; сильным влиянием внешних импульсов (факторов).
2 стадия — дифференциация: результативность средняя и выше средней; мотивация — непосредственная положительная; связанная с самоутверждением, достижением успеха в определенном виде спорта, когда эмоциональный подход дополняется рациональным.
3 стадия — стабилизация: результативность максимальная, мотивация является специфической и, в основном, опосредованной; стремясь к высоким показателям, спортсмен ставит ее на службу другим личным и общественным целям.
4 стадия — инволюция (конец спортивной карьеры): результативность высокая, но снижающаяся; мотивация специфическая.
Говоря о типах направленности личности людей, активно занимающихся спортом, выделяют следующие типы спортивной направленности:
• Тип ярко выраженной спортивной направленности, который отличается единством характера спортивных целей (конкретные высокие спортивные цели — звания, разряды, титулы) и мотивов (стремление к достижению).
• Тип физкультурно-оздоровительной направленности характеризуется отсутствием или неопределенностью конкретных спортивных целей и мотивами укрепления здоровья, желания достичь хорошего физического развития и красивого телосложения.
• Тип полуспортивной направленности обладает следующими особенностями: относительная умеренность спортивных притязаний и наличие в качестве руководящих побуждений мотивов соперничества (желание попробовать свои силы).
Выявление мотивации потребителей физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг позволяет так построить работу с ними, чтобы производимые товары и услуг и как можно больше соответствовали их потребностям и интересам. Кроме этого, знание побудительных мотивов физкультурно-спортивной деятельности позволяет более эффективно строить всю систему воздействия, всю маркетинговую программу работы с потенциальными потребителями.
Материалы к семинарскому занятию ”Потребители физкультурно-спортивных услуг и мотивы их поведения“
Ответить на следующие вопросы:
1) Назовите мотивы людей занимающихся спортом, что их притягивает в спорте?
2) Что ожидают люди от занятий спортом?
3) Перечислите факторы, влияющие на поведение покупателей на рынке.
4) Какие теории мотиваций вы знаете?
5) Каким образом мотивы связаны с потребностями? Какие потребности удовлетворяются в сфере физической культуры и спорта?