Рынок физкультурно-спортивных товаров и услуг и его сегментация

Современный рынок физкультурно-спортивных товаров и услуг имеет ряд особенностей:

Специфика рынка сферы физической культуры и спорта обусловлена особенностями нематериального производства, имеющего место в данной сфере. Потребление услуг физической культуры и спорта способствует удовлетворению не столько материальных, а духовных, интеллектуальных потребностей индивида, что содействует поддержанию нормальной его жизнедеятельности.

Следующая особенность рынка обусловлена тем, что сфера физической культуры и спорта — область преимущественно некоммерческой деятельности. Деньги в этой сфере появляются преимущественно не на основе коммерции, а на основе привлечения средств заинтересованных доноров: органов власти, ведающих бюджетными средствами, общественных и благотворительных организаций, различных фондов, спонсоров и др.

В физической культуре и спорте, как в сфере преимущественно некоммерческой деятельности, субъект платежеспособного спроса нередко не совпадает с непосредственным потребителем. Типичные потребители услуг в сфере физической культуры и спорта — дети, подростки, учащаяся молодежь. Работа с ними признана в качестве важного направления государственной молодежной политики. В сфере физической культуры и спорта действуют как минимум два рынка: рынок потребителей и рынок доноров.

Физическая культура и спорт наряду с такими отраслями социальной сферы, как здравоохранение, образование, социальное и пенсионное обеспечение, подвержены активному вмешательству государства в процесс производства и потребления соответствующих услуг.

Во-первых, в сфере физической культуры и спорта присутствует значительный нерыночный сектор, в том числе государственные организации и учреждения — детско-юношеские клубы физической подготовки, детско-юношеские спортивные школы (спортивные детско-юношеские школы олимпийского резерва, школы олимпийского резерва, школы высшего спортивного мастерства), образовательные физкультурно-спортивныеучреждения (техникумы, колледжи, факультеты и вузы физической культуры), спортивные клубы, секции и группы, функционирующие на базе предприятий, учреждений различных форм собственности, в различных типах учебных заведений и др.

Во-вторых, физическая культура и спорт есть сфера производства и потребления социально-культурных услуг, являющихся общественным благом и призванных удовлетворять не только индивидуальные, но и общественные потребности, в первую очередь в оздоровлении нации, национальной безопасности, трудовых ресурсах, качественном досуге, борьбе с социальными пороками и др. Имея основной целью решение важной социальной задачи обеспечения нормальных условий жизнедеятельности отдельных лиц, социальных институтов и общества в целом, государство, регулируя деятельность сферы физической культуры и спорта, стремится обеспечить доступность физкультурно-спортивных услуг для всех слоев населения независимо от их доходов.

В-третьих, государственное управление обусловлено также наличием позитивных внешних эффектов, к которым относятся выгоды, выпадающие на долю частных лиц и социальных институтов, не участвующих непосредственно в рыночных сделках по услугам физической культуры и спорта.

Государственное регулирование отрасли физической культуры и спорта» осуществляется в следующих основных формах:

• государственная собственность на факторы производства;

• субсидирование производителей услуг (финансовая поддержка физкультурно-спортивных организаций из государственного или регионального бюджетов);

• субсидирование потребителей на целевой основе.

К числу особенностей рынка в сфере физической культуры и спорта следует отнести высокую динамичность рыночных процессов, которая обусловлена как изменчивым характером спроса на услуги, подверженного в значительной степени влиянию моды и временного фактора, так и динамикой предложения на этом рынке, объясняющейся гибкостью отраслевой структуры услуг (обладая высокой мобильностью, предприятия, организации и учреждения физкультурно-спортивной направленности имеют широкие возможности для быстрого и гибкого реагирования на изменения рыночной конъюнктуры).

Следующая особенность — территориальная сегментация и локальный характер рынка услуг физической культуры и спорта.

В поисках услуг потребители склонны выбирать близко или удобно расположенные физкультурно-спортивные сооружения. Кроме того, формы предоставления услуг, спрос и условия функционирования физкультурно-спортивных организаций часто определяются характеристиками территории и целевой аудитории, охваченной конкретным рынком.

Сегментация рынка (стратификация потребителей) осуществляется не просто по географическим и социально-демографическим признакам, а производится по более тонким основаниям, таким, как образ и стиль жизни, социально-культурные ориентации и поведение (наличие опыта занятий тем или иным видом спорта, степень готовности к восприятию и отношение к услугам физической культуры и спорта, предпочтения в выборе видов спорта, ориентация па источники информации, искомые выгоды, потребности, запросы, требования населения в отношении занятий физической культурой и спортом).

Для сферы физической культуры и спорта необходимо ориентировать производство на требования рынка. В этих условиях необходимо знать состояние рынка, его деление, ёмкость, платежеспособность населения, характеристику народонаселения данного рыночного региона.

Материалы к семинарскому занятию ”Рынок физкультурно-спортивных товаров и услуг и его сегментация“

Ответить на следующие вопросы:

1) Дайте определение понятию ”рынок спортивных товаров“.

2) Сегментируйте по демографическому признаку рынок оздоровительных услуг, опишите основные характеристики услуг для каждого сегмента рынка.

3) Сегментируйте по географическому признаку лыжное оборудование, опишите основные характеристики товаров и услуг для каждого сегмента.

4) Применяя психографический и поведенческий методы сегментирования, выберите какую-то услугу и назовите группу ее потенциальных покупателей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: