Исследование товарных рынков

Под товарным рынком понимается сфера реализации конкретного товара (услуги) или группы товаров, связанных между собой определенными признаками производственного или потребительского характера.

Классификация товарных рынков.

· По материально-вещественной форме товара: общегрупповой (продукты питания, вино-водочные, табачные изделия, непродовольственные товары, предметы длительного пользования, услуги); групповой (радиотовары, одежда, мебель и т.д.); видовой (телевизоры, холодильники, пальто мужские и т.д.).

· По территориальному охвату: внутренний (совокупный), внешний (мировой), региональный.

· По характеру конечного использования товара: рынки товаров потребительского назначения; рынки товаров производственного назначения.

· По способности товаров удовлетворять потребности определенных групп потребителей: рынок мужской, женской одежды, рынок товаров для фотолюбителей, туристов, охотников и т.п.

· По срокам использования товаров: товары длительного пользования, среднего срока пользования, краткосрочные (одноразовые).

Рынок сбыта продукции - это часть рынка, в пределах которой осуществляется сбыт товаров предприятия, отрасли.

Рынок сбыта отдельного товара можно условно разделить на несколько частей: потребители, которые не знают о товаре (спящий сегмент); знают о товаре, но не приобретают его; приобретают продукцию конкурентов; приобретают нашу продукцию (конкретного предприятия).

Доля рынка - это удельный вес продукции предприятия в совокупном объеме реализации товара отрасли.

Предметом исследования рынков отдельных товаров является соотношение спроса и предложения этих товаров при определенных экономических и социальных условиях.

Требования к рыночному исследованию.

1. Системный сбор, обработка и анализ информации о состоянии рынка - одно из основных требований к рыночному исследованию. Под системой информации понимается совокупность источников информации, характеризующая состояние товарных рынков за определенный период и позволяющая дать прогноз их развития. К основным источникам информации о рынке относятся: государственная статистика; отраслевой учет и статистика; информация, поступающая от оптовой и розничной торговли; данные специальных обследований.

. Комплексный подход - необходимость всестороннего изучения элементов рынка в их тесной взаимосвязи и взаимозависимости.

3. Дифференцированный подход - учет особенностей отдельных региональных рынков и конкретных групп потребителей.

Оценка конъюнктуры рынка. Конъюнктура рынка - это совокупность условий, при которых в данный момент протекает деятельность на рынке. Она характеризуется определенным соотношением спроса и предложения на товары данного вида, а также уровнем и соотношением цен.

Рассматриваются три уровня исследования конъюнктуры рынка: общеэкономический, отраслевой и товарный. Основная цель изучения конъюнктуры товарного рынка - установить, в какой мере деятельность промышленности и торговли влияет на состояние рынка, на его развитие в ближайшем будущем и какие меры следует принять, чтобы полнее удовлетворить спрос населения на товары, более рационально использовать имеющиеся у производственного предприятия возможности. Результаты изучения конъюнктуры предназначены для принятия оперативных решений по управлению производством и сбытом товаров. Комплексный подход к изучению конъюнктуры рынка предполагает: использование различных, взаимодополняющих источников информации; сочетание ретроспективного анализа с прогнозом показателей, характеризующих конъюнктуру рынка; применение совокупности различных методов анализа и прогнозирования. При исследовании конъюнктуры рынка используются различные виды информации, полученные из различных источников. Общая информация включает данные, характеризующие рыночную ситуацию в целом, в увязке с развитием отрасли или данного производства. Источниками ее получения являются данные государственной и отраслевой статистики, официальные формы учета и отчетности. Коммерческая информация - это данные деловой документации предприятия и получаемые от партнеров в порядке информационного обмена. К ней относятся: заявки и заказы торговых организаций; материалы служб изучения рынка предприятий торговли (материалы о движении товаров в оптовых и розничных организациях, конъюнктурные обзоры, предложения по текущей замене ассортимента и т.п.). Специальная информация представляет данные, полученные в результате специальных мероприятий по изучению рынка (опросов населения, покупателей, специалистов торговли и промышленности, экспертов; выставок-продаж, конъюнктурных совещаний), а также материалы научно-исследовательских организаций. Специальная информация имеет особую ценность, поскольку содержит сведения, которые нельзя получить другим путем. Поэтому при изучении конъюнктуры рынка особое внимание следует уделять получению специальной информации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: