Гуманистическая ориентация – конструирование и осуществление образовательного процесса, исходя из целей развития и расширения возможностей человека, на основе его запросов и интересов.
Дидактика – часть общей педагогики, рассматривающая закономерности, принципы, содержание и методы учебного процесса; общая теория и методика обучения.
Дидактическая концепция – часть образовательной концепции, представляющая собой ориентиры, идеи, общие подходы, способы осуществления обучения, направленного на достижение современных целей образования.
Задача познавательная – учебная конструкция, содержащая условие и требование и стимулирующая познавательную деятельность учащихся.
Индивидуализация обучения – такая организация обучения, которая позволяет наиболее полно учитывать индивидуальные особенности каждого обучаемого.
Инновация – распространение новшеств в педагогической практике.
Инновационный процесс – процесс совершенствования образовательных практик, развитие образовательных систем на основе нововведений.
|
|
Информационно-образовательная среда – системно организованная совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанная с человеком как субъектом образования (О.А. Ильченко).
Ключевая компетенция – осознанная человеком способность решать жизненно важные задачи в конкретных ситуациях.
Личностная ориентация в обучении – система построения обучения, обеспечивающая воспитание учащихся как инициативных и активных субъектов, способных к самостоятельному целеполаганию и самореализации.
Лекция – систематическое изложение определенного круга предметных или межпредметных знаний, ознакомление с наукой, ее историей, принципиальными выводами, введение в лабораторию научных проблем и научной мысли.
Метод обучения – способ организации учебно-познавательной деятельности учащихся; способ взаимосвязанной и взаимообусловленной деятельности педагога и обучаемых, направленной на реализацию целей обучения.
Образование – система, процесс и результат воспитания, обучения и развития личности.
Образовательный стандарт – система основных параметров, которые принимаются в виде государственной нормы образованности; основной документ, в котором определены конечные результаты образования по учебному предмету.
Обучение – процесс развития личности обучаемых на основе овладения систематизированными научными знаниями и способами деятельности, всем богатством культуры; процесс, включающий преподавание и учение.
Преподавание – педагогическая деятельность педагога по организации учебной деятельности учащихся.
|
|
Прием обучения – составная часть или отдельная сторона метода обучения.
Принципы дидактики –обязательные требования к содержанию и организации педагогического процесса, отражающие его внутренние закономерности и противоречия.
Процесс обучения в информационном обществе – совместная целенаправленная деятельность педагога и учащихся, разворачивающаяся в информационно-образовательной среде.
Развивающее обучение – обучение, в котором развитие личности служит главной целью и результатом всего процесса, а не является его сопутствующим продуктом.
Семинар – форма, служащая подведению итогов самостоятельной работы студентов и старших школьников, способствует более глубокому усвоению и обобщению изученного, отработке навыков применения знаний.
Система дидактическая (тип обучения) – устойчивое единство целей, содержания, психологических механизмов, средств и методов обучения (сообщающее, проблемное, программированное, игровое и др. типы обучения).
Содержание образования – система знаний, умений, навыков, отношений и опыта творческой деятельности, овладение которыми обеспечивает разностороннее развитие способностей учащихся, формирование их мировоззрения, поведения, подготовку к общественной жизни и труду.
Средство обучения – материальный объект или предмет духовной культуры, предназначающийся для осуществления педагогического процесса.
Тест – задания, дающие возможность быстро выявить и оценить степень развития определенных психологических качеств, а также уровень знаний, умений, навыков.
Технология обучения – система алгоритмизированных действий и операций, условий, обеспечивающих получение запланированного результата; поэлементное осуществление процедур обучения; в широком смысле – методика или способ обучения.
Условия обучения – обстоятельства, облегчающие или усложняющие решение задач обучения, развитие педагогических систем.
Учение – целенаправленно организованная педагогом с помощью дидактических или технических средств управления деятельность ученика по решению определенного класса учебных задач, в результате которой учащийся овладевает знаниями, умениями, развивает свои личностные качества.
Форма обучения – способ, характер взаимодействия педагога и учащихся, учащихся между собой, учащихся с изучаемым материалом.
Цель образования – образовательный идеал, задаваемый социальным заказом и реализуемый через различные подходы. Гуманистический подход требует, чтобы в качестве главной цели образования выступало создание предпосылок для самореализации личности.
Эффективность образования – характеристика соотношения затрат (материальных и духовных) и полученного продукта; мера совпадения результатов с целями; различают эффективность экономическую, социальную и личностную.