Теория Курта Левина

Авторитарный Демократический Либеральный
1. Природа стилей
Вся власть сосредоточена в руках руководителя Делегирование полномочий с удержанием ключевых позиций у руководителя. Руководитель снимает с себя ответственность в пользу группы или организации.
Личностное установление целей и выбор средств их достижения. Принятие решения раздельно по уровням на основе участия. Предоставление группе возможностей самоуправления и действовать в желаемом для группы режиме.
Коммуникационные потоки преимущественно сверху вниз (нисходящие) Коммуникация осуществляется активно в 2-х направлениях: нисходящие, восходящие. Коммуникация строится в основном по горизонтали.
2. Преимущества
Внимание срочности, порядок, дисциплина, предсказуемость результата. Усиление личных обязательств по выполнению работы. Позволяет начать дело так, как это видится без вмешательства руководителя.
3. Недостатки
Сдерживается индивидуальная инициатива. Требует много времени на принятия решения. Группа может потерять направление движения, снизить темпы работы без вмешательства руководителя.

15. Власть в организации, формы власти, их использование менеджером в своей практической деятельности.

Власть – это возможность оказывать влияние на других людей. Влияние – это поведение человека, которое вносит изменение в поведение, ощущения, мысли других людей. Средства влияния – просьбы, советы, угрозы, идеи и т.д.

Формы власти: 1. Власть, основанная на принуждении или влияние через страх – исполнитель верит, что влияющий может помешать в удовлетворении его насущных потребностей. Данная форма власти основывается на зависимости подчиненного от руководителя в следующих вопросах: з/п, карьера, условия, содержание труда, объем работ, доп. привилегии. Чрезмерное использование данной формы власти может привести к отрицательным последствиям. 2. Власть, основанная на вознаграждении или влияние через положительные стороны – исполнитель верит, что влияющий имеет возможность помочь в удовлетворении его насущных потребностей. Данная форма власти является самой древней, широко распространенный, эффективной. Трудности исполнения власти на практике: Материальное ограничение, сложно определить преобладающие потребности работников. 3. Экспертная власть – исполнитель верит, что влияющий обладает высоким уровнем знаний, которые помогут в удовлетворении его насущных потребностей. Для того чтобы исполнить данную форму власти на практике необходимо завоевать авторитет среди своих подчиненных. 4. Эталонная власть (примера власть) – характеристики влияющего настолько привлекательны, что подчиненные желают быть похожими на него. Харизма – это власть, построенная не на логике, а на силе личных качеств или способностей лидера. Характеристика харизматической личности: должен быть энергичен и заряжать своей энергией других, внушительная внешность, хорошая осанка, независимый характер, риторические способности, всегда собран, владеет ситуацией. 5. Законная власть – называют традиционной т.к. традиция учит, что подчинение приводит к удовлетворению насущных потребностей. Для того, чтобы использовать данную форму власти на практике руководитель должен использовать систему поощрений и наказаний.

16. Организационные методы управления.

Организационные методы управления делятся на: организационное регламентирование, организационное нормирование, организационное проектирование.

Организационное регламентирование. Виды регламентов: 1. Регулирующие деятельность предприятия в целом (устав, правила внутреннего трудового распорядка). 2. Регулирующие работу персонала (трудовой договор (контракт), должностная инструкция). 3. По информационному обеспечению (база данных, картотеки, классификаторы, типовые бланки (формы)). 4. Регулирующие работу с техникой (тех паспорт, инструкции по эксплуатации). 5. Процессов управления (графики процессов управления, технологические карты.

Организационное нормирование. Служит ориентиром в деятельности предприятия, разрабатываются нормативы, на основе которых устанавливаются нормы. На предприятии нормируется: заработная плата, выработка, численность персонала, расход материалов, время и т.д.

Организационное проектирование. Основывается на регламентировании и нормировании (проекты, планы, расчеты, схемы и т.д.).

17. Распорядительные методы управления.

Распорядительные методы управления делятся на: Приказы, распоряжения, постановления, инструктаж, указания.

Приказ – является одним из основных документов предприятия права издания предоставляется руководителю организации. Цели приказа исходят либо от выше стоящих органов управления, либо от руководства данной организации. Содержание приказа: цели, сроки, содержание и условие выполнения задания. Исполнитель – лицо осуществляющее контроль за исполнением, система поощрения и наказания. Требования к приказу: соответствие правовым норам, четкая формулировка, персональная ответственность. Для того чтобы, приказ соответствовал перечисленным требованиям необходимо сначала разработать проект приказа, согласовать его с ведущими специалистами, затем издание приказа и передача его на исполнение.

Распоряжение – это организационно распорядительный акт, издается в письменной и устной форме руководителями подразделений в рамках сферы своей деятельности. Может издаваться как на длительный период, так и носить разовый характер.

Постановление – организационно-распорядительный акт, издается на уровне предприятия или объединения совместно администрацией с общественной организацией.

Инструктаж – организационно-распорядительный акт, исходит от руководителей любого ранга. Может быть в письменной и устной форме. Содержит в себе набор обязательных правил и рекомендаций.

Указания – это распоряжение носящее разовый оперативный характер.

18. Социально-психологические методы управления.

Социальные методы – это приемы воздействия на процесс формирование и развитие коллектива.

Социальные методы делятся на: 1. Социального планирования – предполагает разработку социальных программ направленных на создание благоприятных условий труда и охрану здоровья человека. 2. Социального регулирования – направлен на повышение социальной активности работников (стажировки, обмен опытом, конкурсы, соревнования). 3. Морального стимулирования – предполагает предоставление дополнительных социальных прав и привилегий (грамоты, благодарности, почетные звания, награды и т.д.).

Психологические методы – это приемы воздействия направленные на создание благоприятного психологического климата в коллективе.

Психологические методы делятся на: 1. Метод комплектования малых групп. При создании малых групп необходимо учитывать не только профессионализм, но и психологическую совместимость работников. 2. Метод гуманизации труда. Воздействие на человека с помощью цвета, музыки, исключения монотонности труда, т.е. создание комфорта на рабочем месте. 3. Метод морального побуждения или мотивации. 4. Метод профессионального отбора и обучения. 5. Другие способы психологического воздействия (просьбы, советы, похвала, поощрения, подражание, вовлечение и т.д.).

19. Составляющие успеха деятельности организации.

1.Долговременность, функция организации. Означает, что жизненный цикл организации не должен прекращаться ее ликвидацией, а должен продолжаться в связи с ее совершенствованием и развитием. 2. Результативность. Получение максимального результата заданного свойства. Умение организации производить нужную продукцию (прибыль, качество продукции, внедрение новшеств, социальная ответственность, действенность – степень достижения результата.). 3. Эффективность. Достижение планируемых показателей, т.е. умение организации производить нужную продукцию правильно (производство труда, рентабельность, себестоимость продукции, уровень организации производства, эффективное использование имеющихся ресурсов.).

20. Понятие об организации и её элементах.

Организация – это 1 из самых древних общественных образований. Развитие орган-и шло медленно, постепенно накапливался опыт их создания, появились предприятия, производившие различные материальные блага. Существует 2 понятия орган-и: 1. Организациякак процесс – это совокупность действий. 2. Организация как явление – это совокупность элементов направленных на достижение общей цели и действующих на основании определенных правил и процедур.

Сферы управления в организации: 1. Техническая (производство).2. Коммерческая (сбыт). 3. Финансовая (отвечает за мобилизацию и использование капитала). 4. Учет (бух. Учет, инвентаризация). 5. Администрирования (обеспечивает взаимосвязь всех сфер управления).

Основные элементы организации: 1. Определенное количество людей. 2. Единство общей цели. 3. Совместный труд. 4. Наличие формальных и не формальный групп.

Модель организации открытого типа: 1. Входные переменные: ресурсы: капитал, трудовые, материальные, технические, технологические, информационные. 2. Система преобразований: процесс производства. 3. Выход переменных: продукт: товары, услуги.

Виды организаций: коммерческие и не коммерческие, бюджетные, не бюджетные, формальные, не формальные, общественные, хозяйственные, по формам собственности, по организационно-правовым формам и т.д.

Общие характеристики организации: 1. Каждая орган-я имеет цели и задачи на перспективу. 2. Каждая орган-я имеет ОСУ. 3. Каждая орган-я имеет свои ресурсы. 4. Каждая орган-я существенно зависит от факторов внутр и внеш среды. 5. Для каждой орган-и харак-но получение прибавочного продукта.

Способы разделения труда. 1. По горизонтали – предполагает формир-е производств-х и функциональных подразделений. 2. По вертикали – координация работы разделенной по горизонтали. Предполагает формир-е уровней и звеньев управления и составляеь сущность управления.

Звено управления – это самостоятельная часть ОСУ выделенная на определенные ступени управления.

Уровень упр-я – это совокупность звеньев на определенной ступени управления.

Руковод низшего звена: (младшие начальники, начальники смен, участков, мастера и т.д.). Решают производственные вопросы, отвечают за выделенные им ресурсы и около 50% раб. времени проводят в общении.

Руковд среднего звена: ( начальники отделов, цехов, служб и т.д.). готовят информ-ю для решений принимаемых руководителями высшего звена. Около 80% раб. времени проводят в общении.

Руковод высшего звена: (рук-ль орган, его заместители). Самое малочисленное звено, принимают важные стратегические решения, отвечают за выявления проблем, прогнозирование различных ситуаций. Почти все свое раб. время проводят в общении.

21 Стратегическое, тактическое и оперативное планирование в процессе управления

Стратегическое планирование — это определение целей и процедур организации в долгосрочной перспективе. Система стратегического планирования дает возможность руководителям понять, какие организационные и структурные изменения должны произойти в компании, чтобы она стала конкурентоспособной, какие инструменты необходимы для успешного развития.

Процесс стратегического планирования в компании состоит из нескольких этапов:

● Определение миссии и целей организации.

● Анализ среды, включающий в себя сбор информации, анализ сильных и слабых сторон фирмы, а также ее потенциальных возможностей на основании имеющейся внешней и внутренней информации.

● Выбор стратегии.

● Реализация стратегии.

● Оценка и контроль выполнения.

Тактическое планирование — это принятие решений о том, как должны быть распределены ресурсы организации для достижения стратегических целей. Тактическое планирование осуществляется на основе стратегического и является ядром осуществления стратегических планов (горизонт 1-5 лет), касается в первую очередь финансирования, инвестиций, средних сроков сбыта.

Планирование осуществляется в следующем порядке:

● Разрабатывается миссия организации.

● Исходя из миссии, разрабатываются стратегические ориентиры или направления деятельности.

● Производится оценка и анализ внешней и внутренней среды организации.

● Определяются стратегические альтернативы.

● Выбор конкретной стратегии или пути достижения цели. Ответ на вопрос "что делать?".

Оперативное — это система управления организацией на текущий период времени.

Оперативное управление предусматривает беспрерывное изучение объекта в момент влияния на него и направлено на реализацию функции мониторинга для эффективного осуществления управленческого процесса. Оперативное планирование является заключительным звеном всей системы планирования на предприятии и первой фазой в системе оперативного управления.

22 Характеристика подходов к управлению

Системный подход – предполагает рассмотрение организации как единой системы очень подвижной состоящий из отдельных элементов, изменение одного из которого влечет к изменению всей системы в целом.

Ситуационный подход – принимая решения, руководитель должен оценить ситуацию, выделить в ней значимые факторы внутренней и внешней среды и спрогнозировать последствия.

Процессный подход – предполагает рассмотрение управленческого процесса как серии взаимосвязанных управленческих функций которые должны выполняться поэтапно в строгой последовательности.

Комплексный подход – предполагает учет всех аспектов менеджмента.

23 Управление конфликтами в организации.

Конфликт – отсутствие согласия между двумя или более сторонами, кᴏᴛᴏᴩые могут быть конкретными лицами или группами; столкновение в сфере общения, вызванное противоречивыми целями, установками, поведением людей.

Типы конфликтов: внутриличностный; между личностью и группой; межличностный; межгрупповой.

Внутриличностный конфликт возникает, когда к одному человеку будут предъявлены противоречивые требования по поводу результатов его работы. Конфликт может являться ответом на рабочую перегрузку или недогрузку.

Конфликт между личностью и группой может возникнуть, если отдельная личность займет позиции, отличающиеся от позиции группы, в то время как производственные группы устанавливают нормы поведения и выработки.

Межличностный конфликт в организациях чаще всего пробудет в виде борьбы за ограниченные ресурсы, статусы, место в управленческой иерархии, капитал, рабочую силу. Может проявляться как столкновение между личностями с различными чертами характера, взглядами и ценностями.

Межгрупповой конфликт возникает между формальными и неформальными группами. Часто происходит между линейным и штабным персоналом, между функциональными группами.




double arrow
Сейчас читают про: