1. Понятие менеджмента, его сущность и предпосылки возникновения.
(Менеджмент включает в себя 2 составляющих: это социальное управление и организация. Социальное управление – это управление обществом с целью его упорядочивания, совершенствования и развития)?
Менеджмент – профессиональная деятельность по организации и управлению.
Сущность менеджмента. Менеджмент возможен только в рыночных условиях т.к. для его существования необходимо: 1. Ориентация фирмы на спрос (изучение того, что нужно на рынке). 2. Хозяйственная самостоятельность (создание своего бизнеса). 3. Постоянная корректировка целей и программ в зависимости от ситуации на рынке.
Предпосылки возникновения. Менеджмент появился в Америке в начале 1911 г. и к 30 годам эта деятельность превратилась в профессию. Предшествовало развитию менеджмента бурное развитие экономики. Была доказана прямая связь между управлением и эффективностью деятельности организации.
2. Научные школы менеджмента, основные научные концепции.
В зарубежной науки управления выделяют 4 важные концепции:
1. Концепция научного управления.
Теория Фредерика Тейлора. Он сам изучал производственные процессы убирал не нужные и медленные элементы. Стремясь к тому, чтобы задания выполнялись в кратчайшие сроки. Преимущества теории: Повышение производительности труда; рационализация труда (чтобы каждая единица затрачиваемой человеческой энергии давала бы наилучший результат); минимум финансовых затрат на реализацию теории на практики. Недостаток теории: Теорию называют технократической т.к. не учитывается человеческий фактор. Рекомендации: Каждый работник должен иметь четко сформулированное задание; На каждый элемент задания должен быть установлен норматив времени; Каждый работник должен знать не только как выполнить задание, но и как рационально выполнить это задание. Для этого должны быть инструкции. (должностная, инструкция по Т.Б.); На рабочем месте должны быть созданы все условия для бесперебойной работы; Каждый работник должен знать заранее, что он получит в случае выполнения и что потеряет в случае не выполнения задания.
Теория Генри Форда. Основной его вклад это применение конвейерных сборочный линий автоматизация, механизация рабочих мест. Преимущества теории: Повышение производительности труда; Снижение себестоимости; Рост темпов работы; Возможность использования труда низкооплачиваемых рабочих. Недостаток теории: Требует дополнительный финансовых затрат.
Теория Гаррингтона Эмерсона. Его основной труд «12 принципов производительности» (дисциплина, стандарты, инструкции, цели, вознаграждения, справедливое отношение к персоналу, учет и т.д.).
2. Концепция административного управления.
Основоположник Анри Файоль. 1. Впервые было определено понятие организационной структуры, как системы взаимосвязей представляющей собой определенную иерархию. 2. Впервые были определены основные управленческие функции: планирование, организация, контроль и мотивация. Теорию Файоля называют классической.
3. Концепция управления с позиции психологии и человеческих отношений.
Основоположник данной концепции Элтон Мэйо. В рамках данной концепции было доказано, что не все потребности людей можно удовлетворить в денежном выражении (взаимоотношение в коллективе, содержание и условие труда, перспективы, стабильность, организация рабочего места и т.д.)
4. Концепция управления с позиции науки о поведении.
Эффективность деятельности организации зависит от эффективности использования ее человеческих ресурсов (кадры решают все. Сталин). Главная цель помочь человеку в осознании его собственных возможностей.
Отечественная наука управления:
1. 1921 г. был подписан декрет о создании ЦИТ (центр института труда) и в тоже время Лепа НОТ (научная организация труда) возглавили: Керженцев Платон и Алексей Гастев.
2. 1923 г. было создано 33 научных центра в различных областях.
3. В 30-е годы почти все вышеперечисленные учреждения были закрыты.
Причины: 1. Спад теоретических и научно-исследовательских работ.
2. Командно-административная система.
3. Существующие подходы к изучению менеджмента, их характеристика.
Системный – предполагает рассмотрение организации как единой системы очень подвижной, состоящей из отдельных элементов изменения одного из которых влечет к изменению всей системы в целом.
Ситуационный – принимая решения, руководитель должен оценить ситуацию выделить в ней значимые факторы внутренней и внешней среды, и спрогнозировать последствия.
Процессный – предполагает рассмотрение управленческого процесса как серии взаимосвязанных управленческих функций, которые должны выполняться поэтапно в строгой последовательности.
Комплексный – предполагает учет всех аспектов менеджмента.(экономический, организационно-технический, социально-психологический).
4. Менеджер в организации и его функции.
Должен быть лидером (вести за собой), дипломатом (умение налаживать отношения с властью), иноватором, воспитателем, человеком, обладающим высоким уровнем знаний, культуры, должен быть решительным в то же время рассудительным и т.д.
Функции менеджера: 1. Планирование организации собственной работы и работы подчиненных. 2. Распределение заданий, инструктаж подчиненных и контроль за ними. 3. Проведение собраний, совещаний, переговоров. 4. Просмотр деловой печати, ознакомление со всеми новинками в мире бизнеса, техники, технологии. Рассмотрение рациональных предложений. 5. Решение вопросов выходящих за пределы компетенций подчиненных. 6. Повышение квалификации. 7. Подготовка и чтение отчетов. 8. Ответы на звонки, прием посетителей. 9. Анализ и оценка результатов работы.
5. Мотивация: определение, значение, основные теории
Мотивация – это побуждение работников к достижению целей организации путем удовлетворения их личных потребностей.