Политическая культура — часть общей культуры, включающая исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации и навыки, непосредственно влияющие на политическое поведение. Политическая культура является одним из основных понятий сравнительной политологии, позволяющих проводить сравнительный анализ политических систем мира.
Считается, что понятие «политическая культура» было введено в научный оборот в работе американского политолога Германа Файнера «Системы правления великих европейских государств» (1956). Позднее была опубликована книга американских авторов Г. Алмонда и С. Вербы «Гражданская культура» (1963 г.), в которой был проведен сравнительный анализ политических культур США, Великобритании, Италии, ФРГ и Мексики. Согласно Г. Алмонду и С. Вербе, политическая культура — особый тип ориентации на политическое действие, отражающий специфику каждой политической системы.
Г. Алмондом и С. Верба выделили три типа: патриархальный, для которого характерно отсутствие интереса граждан к политической жизни; подданический, которому присущи сильная ориентация на политические институты и невысокий уровень индивидуальной активности граждан; активистский, где налицо заинтересованность граждан в политических институтах и активное участие в их деятельности.
Также Г. Алмонд выделял гомогенный, фрагментированный, смешанный и тоталитарный типы политической культуры. По его мнению в англосакских странах — гомогенная политическая культура (США, Англия, Британское содружество) При ней царит высокая конкуренция, плюрализм, индивидуализм, законность и взаимная терпимость.
В европейских странах — фрагментированная культура, общество разделено на множество субкультур со своими ценностями, для них характерна нестабильность.
Доиндустриальный смешанный тип политической культуры, иначе харизматический тип существует в модернизирующихся развивающихся странах. Там различные группы по-разному решают свои проблемы, что порождает непредсказуемость и нестабильность такого общества.
Тоталитарная модель означает преобладание коллективного над индивидуальным, информириованность общества дозированна, оно подвержено цензуре, политический язык шаблонен и скуден, политическая культура формируется «сверху», она малодинамична.
Политолог К.С.Гаджиев выделяет либерально-демократическую и тоталитарнор-авторитарную политические культуры. Первый тип политической культуры характерен для Америки. Там царит либерализм, свобода и независимость человека, суверенность. Индивидуализм, политичсекое равенство, политическое участие, патриотизм. Основой этого являются правовое государство и гражданское общество. Принципы политической жизни: полюрализм в политике, экономике, религии, движение к компромиссу и согласию; политическое представительство и механизм выборов, многопартийность; завоевание власти законным путем. Прагматическое отношение к политике сочетается с принципами рыночной конкуренции, то есть существует борьба профессиональных политиков за электорат.
- Фундаментальными символами Америки являются Декларация независимости 1776 года, Конституция США, статуя Свободы, звездно-полосатый флаг, гимн.
Тоталитарнная политическая культура более 70 лет господствовала в России. Отличительные черты России: соборность, общинность сознания; приоритет всеобщего интереса над индивидуальным: сирение, которе проповедовало православие; а с 1917 года создали монистическую политическую культуру (единство партии, идеологии, государства, отстутствие оппозиции, подданнические отношения, пропаганда, подавление личности). С началом процесса демократизации, перестройки наступило время эйфории и гласности. Но человека демократического общества надо воспитывать, причем с раннего детства. Маленькому американцу в детском садике говорят, что он самый лучший и заставляют его хвалить самого себя (я умею то-то и то-то). Нашего ребенка в детском саду ругают и говорят —«Будь как все».Американские школьники заучивают наизусть клятву верности стране, а наши уже и не знают, во что верить.
- У нас тоже есть славные традиции, богатая история, политические символы, имеющие огромное значение для всех россиян. Современный российский флаг, Герб России, гимн.
Различают рыночную политическую культуру, в рамках которой политика понимается людьми как разновидность бизнеса, как акт свободного обмена деятельностью граждан, и этатистскую, где подчеркивается доминирующая роль государственных институтов в организации политической жизни и определении условий политического участия в ней индивида (Э. Я.Баталов).
В силу географического положения, исторического развития, под влиянием крупных политических событий формируются специфические черты, присущие политической культуре только данного региона или отдельной страны.
Значение политической культуры для общества и политической системы проявляется и через ее функции.
Можно выделить следующие функции политической культуры:
Познавательная функция охватывает всю совокупность политических знаний, взятых на вооружение носителями политической культуры. В ее рамках осуществляются трансляционная (передающая современникам политический опыт прошлых поколений), образовательная (включающая в себя все виды и средства политического обучения граждан), информационная (обеспечивающая поступление политической информации в диапазоне от организационных институтов СМИ до неформальных источников в виде обычных сведений, документов и в виде цифр, знаков, символов) функции.
Социализаторская функция (функция политической социализации) раскрывает значение политической культуры как мощного арсенала средств, способных помочь отдельной личности выработать умение ориентироваться в политическом пространстве, выживать в конфликтных (экстремальных) политических ситуациях и при соответствующих условиях активно участвовать в политической жизни, выполнять определенные властные полномочия и функции. В рамках данной функции можно обозначить идентификационную функцию, помогающую человеку осознать свою принадлежность к определенной социальной группе, выбрать средства и способы участия в защите ее интересов, и адаптационную функцию, которая характеризует способность человека приспосабливаться к изменившейся политической среде, "осваивать" соответствующие условия и средства при осуществлении своих прав и свобод.
Аксиологическая (ценностная) функция Политической культуры отражает все то, что можно считать непреходящим в мире политическом, Разумеется, здесь нужно иметь в виду, что в разные исторические периоды, у различных индивидов, социальных групп могут складываться свои представления о политических ценностях. В границах данного направления можно выделить ориентационную функцию, характеризующую стремление человека выбрать соответствующие ценности в качестве идеала и реальных средств при осуществлении своих прав и обязанностей, и мотивационную функцию, раскрывающую значение тех или иных ценностей для политического поведения личности.
Интеграционная (функция отражает влияние системно-организующих характеристик, заложенных в политической культуре, на иные политические явления и общественный организм в целом. Она предопределяет существование коммуникативной функции, обеспечивающей связь и взаимодействие элементов политической системы на основе общепризнанных в рамках данной культуры понятий, символов, знаковых обозначений, и регулятивной функции, выражающей способность политической культуры через политические традиции, нормы, образцы поведения оказывать целенаправленное воздействие на социально-политические отношения.
Воспитательная функция заложена в самой природе политической культуры и отражает ее гуманистическую направленность. Человек, овладевая прошлым политическим опытом, современными знаниями в процессе мышления и практической деятельности, вырабатывает умения и навыки их рационального использования, которые постоянно совершенствует в общении с другими людьми. Тем самым он воспитывает себя как субъекта политики и оказывает йлияние на воспитание других. Воспитательное значение политической культуры проявляется в унификационной и преобразовательной функциях. Первая отражает общие, в какой-то мере одинаковые политические параметры, стандарты, необходимые человеку для равного с другими участия в политической жизни, а вторая характеризует творческий, изменчивый потенциал политических явлений и среды в целом, который, с одной стороны, обусловливает необходимость самосовершенствования участников политической деятельности, а с другой — нацеливает их на преобразовательную деятельность для улучшения условий осуществления своих политических прав, амбиций.
Функции политической культуры носят объективный характер, они выкристаллизовываются в ходе исторического развития общественных систем. Однако сами функции, их набор в конкретной политической системе могут изменяться: при различных исторических обстоятельствах одни функции могут исчезать, другие — появляться.
Политическая культура представляет собой сложный и многогранный феномен, динамичный и одновременно устойчивый в историческом, пространственном и временном измерении.
Политическая культура — это система ценностей, знаний и убеждений, средств и способов, вырабатываемых человеком и его объединениями в процессе участия в политической деятельности и отражающих их отношение к политической власти.
Среди политических ценностей выделяются следующие:
1) прошлый политический опыт, воплотившийся в реальные и идеальные политические конструкции (формы государственного устройства и правления, виды политических режимов и др.);
2) знания о таких политических явлениях, с которыми субъекты политической деятельности неразрывно связывают свое существование (о правах и свободах, о равенстве и справедливости);
3) политические традиции и нормы, выкристаллизовавшиеся в ходе исторического развития, на которые ориентируются участники политической деятельности, считая их наиболее правильными и эффективными (право старших по возрасту депутатов открывать первое заседание парламента и т. п.);
4) политические символы и памятники политической культуры (флаги, гербы, гимны, документы и реликвии).
Политическая культура формируется и развивается через усвоение и сохранение людьми определенных норм, стандартов, традиций. Именно люди, усвоив культурные ценности, ориентиры и заняв соответствующие места и роли в политике, делают эту культуру социально значимой. С другой стороны, одной из важнейших функций политической культуры является социализаторская функция, которая прежде всего помогает уяснить, понять человеку, как и при помощи каких средств он может нормально жить в политическом мире.
Виды политической культуры по субъектам:
-политическая культура общества;
-политическая культура личности;
Политическая культура общества вбирает в себя типовые признаки, которые характеризуют политическое сознание и поведение населения, политические стереотипы, которые являются стойкими и превалирующими. Она - явление динамическое, развивающееся, обогащающееся, чутко реагирующее на изменения в реалиях окружающего мира. Политическая культура существует в системе отношений сменяющих друг друга поколений, включает в себя сформировавшиеся в течение многих десятилетий политические традиции, идеи, концепции о взаимодействиях между различными общественно-политическими институтами, действующие нормы политической практики и др. Она как бы воплощает противоречивое единство настоящего, прошлого и будущего, которое может быть разрешено за счет умения личности критически переосмыслить прошлое, оценить настоящее и искать выходы из сложных ситуаций, проектируя будущее.
Политическая культура общества включает политические ориентации и установки разных групп людей в отношении существующей социально-экономической системы, политические принципы взаимоотношений человека, общества, государства. В политическую культуру входят приобретенные обществом ценности по созданию государственности, их развитию, защите и сохранению.
Политическая культура личности отражает меру овладения ею системой политических отношений, уровень зрелости ценностных мотиваций ее политического поведения. Иначе: политическая культура личности - это обусловленный ценностными представлениями человека о политических явлениях и воплощенный на практике кодекс его поведения или стиль его деятельности как субъекта политической власти.
Характер политических ориентаций личности (истинные или ложные знания о политических объектах; эмоциональная связь с политическими явлениями; суждения и мнения о политических объектах, требующих применения к ним оценочных критериев), а также ее политических нормативных установок определяется господствующими в обществе фундаментальными взглядами на человека, общество и мир в целом.
Наличие индивидуальных отношений к политическим явлениям и процессам создает личность как политического субъекта, осознающего свой гражданский долг и соединяющего внутренне значимые идеи (свобода, равенство, справедливость, достоинство и др.) с пониманием реальных средств их осуществления в конкретной политической системе, при определенном политическом режиме.
В современном обществе важнейшую роль в процессе политической социализации, а также в процессе формирования и развития политической культуры в целом играют средства массовой информации.
Список использованной литературы: