Для обеспечения законности и обоснованности возбуждения уголовного дела установлены условия, лишь при наличии которых может быть возбуждено производство по уголовному делу – это предусмотренные законом поводы и основания, а также отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу (ст. 24 УПК РФ).
Поводом для решения вопроса о возбуждении уголовного дела следовало бы считать получаемые из установленных законом источников сведения (информацию) о событии, факте, чьем-то поступке, содержащем признаки преступления.
Повод к возбуждению уголовного дела — это предусмотренный законом источник сведений о совершенном преступлении. Исчерпывающий перечень таких источников содержится в ч. 1 ст. 140 УПК.
В учебной и научной юридической литературе часто высказывается и иное мнение – под поводом понимается не информация, а источник, из которого ее получают. Такое не совсем удачное истолкование имеет под собой определенное основание. Оно – результат буквального понимания сказанного в ст. 140 УПК РФ, где при характеристике поводов, акцент делается на видах источников, их перечислении, а не на получаемой с их помощью информации. Подобный подход можно было бы объяснить не недооценкой значения содержания и характера информации, а стремлением законодателя обеспечить положение, при котором сведения (информация) получались бы из доброкачественных источников, а не, скажем, из неизвестно кем распространяемых слухов либо вымыслов «модных» в наши дни экстрасенсов, парапсихологов, ясновидцев и даже обычных гадалок.
В названной статье УПК РФ приведен перечень поводов для возбуждения уголовных дел, состоящий из четырех пунктов, в которых названы: заявление о преступлении; явка с повинной; сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников; постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.
Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении облекается в форму рапорта об обнаружении преступления. Таким образом, УПК РФ требует, чтобы документально информация о преступлении облекалась в строгую процессуальную форму: заявление о преступлении (ст. 141 УПК РФ); явка с повинной (ст. 142 УПК РФ); рапорт об обнаружении признаков преступления (ст. 143 УПК РФ).
Анализ этого перечня дает основание говорить, прежде всего, о том, что законодатель не преследовал цели отделить понятие «сведения» и их «источники». К примеру, совершенно ясно, что обстоятельством, побуждающим компетентные органы приступить к решению вопроса о возбуждении уголовного дела, может служить как сам по себе факт получения заявления или письма конкретного гражданина, так и то, о чем говорится в нем. Должностное лицо, уполномоченное решать вопрос о возбуждении уголовного дела, «подталкивают» к выполнению соответствующих действий попавшие в их поле зрения сведения, полученные из заслуживающего доверия источника.
Наиболее распространенным поводом является заявление о преступлении. Заявление – это адресованное уполномоченным на возбуждение уголовного дела органам (должностным лицам) официальное (т.е. с соблюдением всех правил и формальностей) обращение, содержащее информацию о совершенном или готовящемся преступлении.
В соответствии со ст. 141 УПК РФ заявления могут быть устными и письменными. Устные заявления должны оформляться протоколами, в которых отражаются так называемые установочные данные (время и место составления протокола, сведения о должностном лице, составившем протокол, о заявителе и др.), факт предупреждения заявителя об уголовной ответственности за ложный донос, которая предусматривается ст. 306 Уголовного кодекса РФ, а также изложение содержания сделанного заявления (заносится в протокол от первого лица). Подписывается протокол заявителем и составившим протокол должностным лицом компетентного правоохранительного органа. Такой протокол должен называться протоколом заявления о принятии устного заявления о преступлении (приложение 2 к ст. 476 УПК РФ). Он не может быть заменен, скажем, протоколом допроса свидетеля, поскольку до вынесения постановления о возбуждении уголовного дела никакие допросы производить нельзя. Недопустима его замена и протоколом, фиксирующим объяснения, скажем, очевидца преступления, поскольку протокол такого рода обычно составляется по правилам, установленным для проведения оперативно-розыскных, а не уголовно-процессуальных действий.
Что касается письменных заявлений, то уголовно-процессуальное законодательство, формулируя требования, предъявляемые к ним, говорит лишь о том, чтобы они были подписаны заявителями. Никаких других требований к их оформлению оно, как правило, не предъявляет. Это можно объяснить тем, что закон стремится обеспечить реальную возможность каждому гражданину, иностранцу или лицу без гражданства беспрепятственно, «без соблюдения формальностей» сделать сообщение о готовящемся, совершаемом или совершенном, с его точки зрения, преступлении и тем самым оказать содействие в выявлении преступления и его раскрытии.
В связи с характеристикой рассматриваемого повода к возбуждению уголовного дела важно иметь в виду еще три положения. Первое из них касается особенностей обращения с анонимными заявлениями, то есть заявлениями, не подписанными либо имеющими вымышленные подписи. Согласно ч. 7 ст. 141 УПК РФ анонимные заявления не могут рассматриваться в качестве поводов к возбуждению уголовных дел. Однако это не означает, что заявления такого рода должны всегда и полностью игнорироваться. В тех случаях, когда в анонимном заявлении речь идет о событиях или деяниях, содержащих признаки преступления и требующих реагирования компетентных государственных органов, то сказанное в нем должно быть проверено в установленном порядке, в том числе с осуществлением оперативно-розыскных действий8.
Второе положение связано с особенностями производства по делам, возбуждение которых ставится в зависимость от волеизъявления потерпевших от преступления. Это, прежде всего, дела частного и частно-публичного обвинения. С такими делами имеют определенное сходство дела о преступлениях, причинивших вред интересам исключительно коммерческой или иной организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием. По правилу, установленному в ст. 23 УПК РФ, дела такого рода подлежат возбуждению при наличии заявления руководителя той организации, которой причинен вред, или с его согласия. Дальнейшее производство по такому делу после его возбуждения должно осуществляться в общем порядке, то есть по правилам, установленным для дел публичного обвинения.
Третье положение, касающееся рассматриваемого повода к возбуждению уголовного дела (заявлений о преступлениях), заключается в том, что при характеристике данного повода весьма важно знать правила работы с заявлениями о преступлениях, подаваемыми в органы внутренних дел. Именно в эти органы чаще всего идут люди с заявлениями подобного рода. Порядок работы с ними (такими заявлениями) установлен Инструкцией о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел РФ сообщений о преступлениях и иной информации о правонарушениях, утвержденной приказом МВД РФ от 1 декабря 2005 г. №985. Она предусматривает, в частности, что при подаче гражданином заявления или поступлении иного сообщения о совершенном преступлении оно должно быть зарегистрировано, а его автору вручен талон-уведомление, подтверждающий факт подачи заявления. В полиции существуют специальные подразделения (дежурные части), на которые возложено осуществление незамедлительных мер по проверке поступивших заявлений и принятию неотложных мер.
Явка с повинной – это повод для возбуждения уголовного дела, представляющий собой разновидность заявления о преступлении, когда о содеянном добровольно сообщает сам человек, совершивший уголовно наказуемое деяние0. Оформляется явка с повинной по вышеописанным правилам приема письменных и устных заявлений о преступлении. Между тем предусмотренную ст. 142 УПК РФ в качестве повода к возбуждению уголовного дела явку с повинной на практике часто путают с уголовно-правовым обстоятельством, смягчающим наказание. В УПК РФ речь идет о таком заявлении, которое поступило не просто до возбуждения дела, но и само явилось поводом для возбуждения уголовного дела. В уголовно-правовом же значении явка с повинной понимается шире, включая в себя и повод для возбуждения дела, и «чистосердечное признание», и любое письменное заявление подозреваемого или обвиняемого, в котором они излагают обстоятельства совершенного преступления.
Важнейшим признаком явки с повинной является добровольность явки лица в правоохранительный орган с соответствующим сообщением в случаях, когда о совершенном преступлении не было известно. Поэтому не может называться явкой с повинной заявление о совершенном преступлении лица, в отношении которого уже осуществлялось деятельность по его изобличению, и данное лицо знало об этом.
Третьим в перечне поводов для возбуждения уголовного дела является сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников. В отличие от первых двух, безусловно определенных поводов, рассматриваемый повод для возбуждения уголовного дела по существу охватывает все иные, помимо заявления и явки с повинной, возможные источники информации о готовящихся или совершенных преступлениях.
Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников – весьма распространенный повод для возбуждения уголовного дела. Оно может быть получено, например, в ходе проверки органом дознания сообщения о совершенном правонарушении, повседневной деятельности участковых инспекторов полиции, работников служб безопасности дорожного движения, а также в процессе предварительного расследования уголовных дел (выявляются доказательства, подтверждающие совершение преступления, которое не было в поле зрения при возбуждении данного дела). В качестве не указанного в ч. 1 ст. 140 УПК РФ повода для возбуждения уголовного дела, может служить также поручение (требование, просьба, обращение) правоохранительного органа зарубежного государства, с которым у Российской Федерации заключен договор о правовой помощи по уголовным делам.
В соответствии со ст. 143 УПК РФ содержание сообщения о совершенном или готовящемся преступлении должно, в конечном счете, приобрести форму составленного должностным лицом, принявшим сообщение, письменного документа – рапорта об обнаружении признаков преступления (приложение 1 к ст. 476 УПК РФ). Подобный порядок позволяет незамедлительно придавать статус официального повода для возбуждения уголовного дела информации о преступлении, так как именно рапорт служит поводом для возбуждения уголовного дела.
Статья 140 УПК РФ однозначно определяет, что одного лишь повода для возбуждения уголовного дела недостаточно. Поводы (даже если их несколько) только в том случае влекут за собой возбуждение уголовного дела, когда имеется соответствующее основание. Основанием для возбуждения уголовного дела, как сказано в ч. 2 ст. 140 УПК РФ, является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления.
По действующему законодательству возбудить уголовное дело можно только при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления. Некоторые процессуалисты считают, что упоминаемые в ч. 2 ст. 140 УПК РФ признаки преступления есть ни что иное, как признаки состава преступления, и для возбуждения уголовного дела необходимо наличие каждого из элементов, характеризующих общественно опасное деяние как преступление. Такое же мнение широко распространено и среди практических работников. Более 70% опрошенных следователей и сотрудников органов дознания под достаточными данными, указывающими на признаки преступления, понимают информацию, которая достоверно свидетельствует обо всех элементах состава преступления. Это приводит к попыткам решить в начальной стадии задачи, перед ней не стоящие. Другие авторы считают, что для решения вопроса о возбуждении уголовного дела необходимо установить только признаки, относящиеся к объективной стороне преступления; признаки деяния и наступивших последствий; общественную опасность, объект, объективную сторону, а для некоторых преступлений – специальный субъект.
Закон не предусматривает, какие именно признаки должны быть установлены. В юридической литературе понятие «признак преступления» в качестве составной части основания к возбуждению уголовного дела рассматривается по-разному: как наличие данных о составе преступления; минимум фактических данных, содержащих признаки преступления, относящиеся к объективной стороне; как наличие достаточных данных о совершении общественно опасного, уголовно-наказуемого деяния, предусмотренного соответствующей нормой уголовного закона.
В стадии возбуждения уголовного дела нельзя требовать установления всех признаков состава преступления: объекта, объективной стороны, субъекта и субъективной стороны, поскольку они должны быть установлены в стадии предварительного расследования. Отсутствие каких-либо сведений о субъекте неочевидного преступления (и, соответственно, о виновности) не только не исключает возбуждения уголовного дела, но скорее предполагает необходимость этого. В случае, когда будет установлено лицо, совершившее преступление, и им окажется несовершеннолетний, возраст которого документально установить не представляется возможным, должностное лицо обязано возбудить уголовное дело и в ходе предварительного расследования назначить экспертизу с целью выяснить возраст несовершеннолетнего. Если с помощью экспертизы будет установлено, что несовершеннолетний не является субъектом преступления, то уголовное дело подлежит прекращению за отсутствием в деянии состава преступления. При этом отметим, что должностное лицо в ходе проведения доследственной проверки не может установить является ли несовершеннолетний субъектом преступления или нет, для этого ему необходимо возбудить уголовное дело и назначить соответствующую экспертизу. Другой пример, в случае если будет обнаружен труп с признаками насильственной смерти, должностное лицо обязано возбудить уголовное дело по соответствующей статье УК РФ. Однако, если в ходе предварительного следствия будет установлено, что произошло самоубийство, должностное лицо обязано будет прекратить уголовное дело за отсутствием события преступления. Из примера видно, что на момент возбуждения уголовного дела должностное лицо не установило полностью объективную сторону преступления. На начальном этапе важно не утратить полезную следствию информацию по любой категории дел, в особенности по тяжким и особо тяжким преступлениям. Данную информацию необходимо доказательно закрепить, промедление с возбуждением и производством следственных действий неблагоприятно скажется на последующих этапах уголовно-процессуальной деятельности. Сразу отметим, что на момент возбуждения уголовного дела редко бывает полностью установлена объективная сторона преступления. Зачастую должностные лица при возбуждении уголовного дела употребляют такие фразы применительно ко времени совершения общественно опасного деяния – «примерно», «около», «в период времени». Если говорить о месте совершения общественно-опасного деяния, то иногда на момент возбуждения уголовного дела оно бывает вообще не установлено. Нередко должностные лица устанавливают место совершения преступления примерно. Например – заявитель в сельской местности обращается с просьбой о привлечении к уголовной ответственности неизвестных ему лиц, которые совершили открытое хищение его имущества по дороге из одной деревни в другую в ночное время суток. Очевидно, что в данном случае факт совершения общественно-опасного деяния налицо, однако факультативный признак объективной стороны – место совершения преступления – можно установить приблизительно. Можно продолжать дальше приводить примеры с другими факультативными признаками объективной стороны – средства, способ, орудия, обстановка и т.д., но нам кажется вполне достаточно для того, чтобы сделать некоторые выводы.
Таким образом, в настоящее время согласно УПК РФ для решения вопроса о возбуждении уголовного дела необходимо установить только некоторые признаки, относящиеся к объективной стороне преступления; объект, а для некоторых преступлений – специальный субъект.
При этом отметим довольно своеобразный подход Власовой Н.А., которая настаивает на том, чтобы в законе четко закрепить, о каких признаках преступления должны быть достаточные данные на момент возбуждения уголовного дела. Если обязательным признаком состава преступления является специальный субъект, то при его отсутствии исключается и противоправность деяния. Поэтому нет необходимости включать его в перечень признаков, подлежащих установлению в стадии рассмотрения и разрешения сообщений о преступлениях.
Закон не требует к моменту возбуждения уголовного дела достоверного и полного установления признаков объективной стороны, объекта, субъективной стороны, субъекта. Вопрос о достаточности фактических данных в каждом конкретном случае должен решаться должностным лицом по своему внутреннему убеждению. Однако, если имеются сомнения, он обязан в соответствии со ст. 144 УПК РФ произвести предварительную проверку поступивших сведений, в ходе которой находят свое подтверждение признаки преступления.