Общие принципы

Общие, частные и ситуационные принципы организации

Понятие принципов организации

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ

В специализированной литературе до сих пор не выработано единого подхода к определению принципов организации. Большинство специалистов сходятся на том, что принципы организации – это некоторые объективные правила (нормы), действующие в организации, которые вытекают из законов организации и являются их расширением и детализацией под влиянием практики управления.

Из истории современного управления известно, что в своё время (1908 – 1910 гг.) Ф. Тейлор предложил четыре принципа управления индивидуальным трудом рабочих. Несколько позже (1916 г.) А. Файоль предложил общую систему принципов управления, состоящую из 14-ти пунктов. Были предложены и другие системы принципов функционирования организации. Сейчас они имеют, главным образом, историческое значение. Современные системы принципов управления организацией стали складываться к концу XX столетия. Из них в России получили наибольшую известность системы принципов, предложенные А. А. Беляевым и Э. М. Коротковым и Э. А. Смирновым. Они схематично изображены в таблицах 3.3.1 и 3.3.2 соответственно. Также Э. А. Смирнов предлагает ещё учитывать принципы рационализации.

Рассмотрим предложенные системы принципов организации более подробно.

Излагаемое ниже деление принципов управления организациями на общие, частные и ситуационные достаточно условно, но оно позволяет ввести некоторую упорядочивающую систему. Поэтому рассмотрим их более детально.

Принцип обратной связи. Суть его заключается в том, что в любой организации, в том числе в социальной и социально-экономической на любое воздействие управляющей системы всегда следует реакция управляемой системы (например, см. рисунок 3.1.1). Происходит это благодаря разнообразным коммуникационным связям, соединяющим эти системы. Причём эти связи могут быть как усиливающими (разгоняющими), тогда говорят о положительной обратной связи, так и ослабляющими (стабилизирующими), тогда говорят об отрицательной обратной связи.

Обратная связь в организации присутствует всегда. Просто в большинстве случаев она имеет относительно небольшую мощность, поэтому её замечают только те члены организации, которых она непосредственно касается.

Вместе с тем, даже небольшие воздействия обратной связи, если они вовремя не компенсируются управляющей системой, могут накапливаться и в итоге превратиться в весьма сильные интегральные воздействия, компенсация которых потребует значительных затрат ресурсов, имеющихся в распоряжении управляющей системы. Причём, если этих ресурсов не будет хватать, то организацию постигнет кризис.

Таблица 3.3.1 – Система принципов организации по А. А. Беляеву и

Э. М. Короткову

Принципы организации
Общие принципы (реализу- ются во всех материальных системах): - принцип обратной связи; - принцип развития; - принцип соревнователь- ности, конкуренции; - принцип дополнитель- ности; - принцип соответствия цели и ресурсов; - принцип соответствия распорядительства и подчинения; - принцип соответствия эффективности производ- ства его экономичности; - принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации управления; - принцип прямоточности; - принцип ритмичности; - принцип синхронизации. Частные принципы (реали- зуются в какой-либо сфе-ре деятельности): - принцип выделения главного; - принцип соответствия; - принцип энциклопедич- ности; - принцип полноты; - принцип системности; - принцип стандартизации; - принцип своевременности информации; - принцип планирования; - принцип координации; - принцип включения. Ситуационные принципы (реализуются в каком-либо виде деятельности): - профессионализм; - опыт работы в данной сфере (участке); - способность решать круп- ные проблемы и отдель- ные задачи; - умение взаимодействовать в коллективе; - готовность взяться за ре- шение трудной пробле- мы (задачи); - личная преданность делу, организации; - умение работать само- стоятельно; - чёткость и решительность в подборе персонала; - правила-поучения.

Таблица 3.3.2 – Схема принципов организации по Э. А. Смирнову

Принципы организации
Принципы статической организации: - принцип приоритета цели; - принцип приоритета функций над структурой; - принцип приоритета субъекта управления над объектом. . Принципы динамической организации: - принцип приоритета персонала; - принцип приоритета структуры над функциями; - принцип приоритета объекта управления над субъектом.

Принцип развития. Под развитием понимается необратимое направленное изменение организации. В соответствии с всеобщим законом природы о переходе количественных изменений в качественные постоянно возникающие в организации незначительные изменения в структуре и функциях в итоге приводят к качественным изменениям структуры и функций, то есть организация становится другой – она развивается.

Различают две формы развития:

· эволюционная, которая описана выше и которая, как правило, происходит без разрушительных последствий для объекта развития;

· революционная, при которой постепенно накапливающиеся количественные изменения неожиданно прорывают сдерживающие условия и факторы и резко меняют структуру и функции организации; как правило, эта форма развития происходит со значительными безвозвратными потерями ресурсов, так как всё, что не успевает перестроиться просто разрушается или теряется.

Также следует отметить, что в организации может происходить как прогрессивное развитие, то есть развитие, связанное с совершенствованием какой-либо сферы или системы (например, освоение новой продукции, выход на новые рынки, вступление во взаимовыгодный союз и т.п.), так и регрессивное развитие, то есть связанное с постепенной ликвидацией какой-либо сферы или системы (например, прекращение выпуска устаревшей продукции, уход с неперспективных рынков, выход из непродуктивных союзов и соглашений и т.п.).

Принцип соревновательности, конкуренции. Жизнеспособность социальной или социально-экономической организации зависит от степени развития в ней соревновательных, конкурентных начал, так как только в этом случае вскрываются наиболее результативные пути использования организационных ресурсов и социально-экономического развития. В конкретной организации это может выражаться в процессах сравнения, отбора и внедрения наиболее эффективных методов хозяйствования вообще и методов управления в частности.

При этом следует иметь в виду, что конкурентные отношения весьма противоречивы. С одной стороны конкуренция формирует приоритеты выбора и активного воздействия на принятие в организации продуктивных управленческих решений. С другой стороны конкуренция оказывает негативное влияние на работу отдельных организаций и приводит к стагнации их деятельности и разрушению.

Принцип дополнительности. В организации всегда одновременно существуют, с одной стороны, объективные, устойчивые, запрограммированные, равновесные, организованные, прогнозируемые процессы, а с другой стороны – случайные, неустойчивые, неравновесные, стихийные, самопроизвольные, непрогнозируемы процессы. Они взаимно дополняют друг друга – действует диалектический принцип дополнительности, обеспечивающий развитие организации.

Принцип соответствия целей и ресурсов. Если организация хочет быть успешной, то процессы достижения её основных целей должны обязательно обеспечиваться необходимыми ресурсами своевременно и в нужном количестве. Данный принцип реализуется автоматически при использовании программно-целевого подхода, когда при постановке целей и формулировании задач обязательно определяются средства, методы и сроки их выполнения с организацией внешнего и внутреннего контроля. Это позволяет осуществлять управление деятельностью организации по упреждению, а не по результатам.

Принцип соответствия распорядительства и подчинения. Для любого члена (работника) организации при выполнении конкретной деятельности должны быть:

· один линейный руководитель, то есть руководитель, для которого приоритетными являются административные функции: самостоятельное принятие решений и утверждение (санкционирование) решений, принятых другими;

· произвольное количество функциональных руководителей, то есть руководителей, для которых приоритетными являются технологические функции: подготовка и согласование решений, организация выполнения решений, а также патронажные функции: контроль правильности выполнения решений, признание решения выполненным.

Принцип соответствия эффективности производства его экономичности. Под эффективностью производства обычно понимается отношение результатов труда к произведённым затратам в сопоставимых понятиях (например, в рублях). Под экономичностью производства понимается отношение текущих затрат к предыдущим, понесённым для получения одного и того же результата. Суть настоящего принципа – для каждой организации должно быть найдено своё в каком-то смысле оптимальное отношение эффективности к экономичности.

Принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации управления. Суть настоящего принципа заключается в том, что для каждой организации должно быть найдено своё оптимальное распределение управленческих функций по уровням управления, подразделениям и должностям в этих подразделениях. Данный принцип требует от руководителей всех уровней вовремя производить пересмотр объёмов управленческих функций, возложенных на отдельные уровни, подразделения и должности.

Принцип прямоточности. Любые производственные, информационные и социальные процессы в организации должны идти к цели по кратчайшему пути во избежание дополнительных затрат и искажений. Искажения, как показывает практика, в конечном итоге также выливаются в затраты.

Принцип ритмичности. Любые производственные, информационные и социальные процессы в организации должны идти к цели с заданной ритмичностью в течение заданных промежутков времени. В результате соблюдения ритмичности обеспечивается согласованность трудовых операций (производственных процедур) в течение всего технологического цикла.

Принцип синхронизации. Среди имеющихся в организации производственных подразделений и / или процессов необходимо выделить постоянный или временный центр синхронизации, под режим функционирования которого должны подстраиваться все остальные производственные подразделения и процессы. Центр синхронизации обычно является самым «узким местом» в организации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: