Асимметричная информация

Термин асимметричная информация используется в экономике при описании ситуаций, в которых часть участников делового предприятия обладает важной информацией, в то время как другая часть заинтересованных лиц ею не располагает. Асимметричная информация характерна для многих ситуаций в экономике: как правило, продавцы товара знают гораздо больше о его качестве, чем покупатели; рабочие знают о своих способностях лучше предпринимателей, а управляющие знают о своих способностях лучше, чем собственники предприятий.

Рассмотрение асимметричной информации мы начнем с ситуации, в которой продавцы имеют более точную информацию о качестве товара, чем покупатели, на примере рынков страхования и кредита.

ПР 1: Работу страхового рынка может сделать проблематичной неблагоприятный отбор, возникший вследствие асимметричной информации. Люди, покупающие страховку, знают намного лучше о состоянии своего здоровья, чем страховые компании. Так как именно люди, страдающие какими-либо заболеваниями, в большей степени желают страховаться, то их доля в общем количестве страхующихся возрастает. Это повышает цену страховки, что приводит к тому, что здоровые люди, взвешивая свой риск, предпочитают не страховаться. Тем самым доля страдающих каким-либо заболеванием людей еще больше увеличивается, что опять приводит к повышению цены страховки и т. д. до тех пор, пока на страховом рынке не останется лишь эта категория лиц. Таким образом, когда асимметричная информация приводит к неблагоприятному отбору страхующихся, деятельность страховых компаний становится невыгодной. Поэтому во многих странах люди старше 65 лет сталкиваются с трудностями при медицинском страховании. Подобные ситуации заставляют государство вмешиваться в вопросы медицинского страхования, особенно это касается пожилых людей, нивелируя последствия неблагоприятного отбора.

ПР 2: Асимметричность информации на рынке кредита состоит в том, что должники лучше, чем кредиторы знают, будут они возвращать долг или нет. Компании устанавливают одинаковый процент для всех заемщиков, что привлекает и ту категорию, которая платить не хочет. Это приводит к повышению процента за кредит, что опять увеличивает долю неплательщиков (плательщики не хотят платить высокий про цент и не заключают договоры), процент за кредит снова повышается и т. д. В результате кредиты стали бы очень дорогими и честные заемщики не смогли бы ими воспользоваться. Поэтому для частичного решения проблемы асимметричной информации и неблагоприятного отбора на кредитном рынке очень большую роль играет обмен информацией о недобросовестных: клиентах. Без этого существование кредитного рынка было бы невозможно.

Важным механизмом, позволяющим преодолеть асимметричную информацию, являются рыночные сигналы.

Концепция сигналов рынка впервые была разработана Михаэлем Спенсом, который показал, что на некоторых рынках продавцы подают покупателям своего рода сигналы, содержащие информацию о качестве товара.

Рассмотрим рынок труда, который является хорошим примером рынка с асимметричной информацией: работники знают гораздо больше о качестве своего труда, чем наниматели. Для того, чтобы сигнал был значимым, нужно, чтобы он был таким, что с его помощью можно было бы отличить высококвалифицированного работника от низкоквалифицированного. Значимым сигналом на рынке труда является образование. Здесь большое значение имеет и количество лет обучения, и полученная степень, и репутация учебного заведения, выдавшего диплом, и пр. Фирмы рассматривают образование как сигнал о производительности. Высокопроизводительные работники захотят получить образование, даже если это не способствует повышению эффективности их работы. Они получат его для того, чтобы иметь возможность подать сигнал о качестве своего труда (но, в конечном итоге, конечно же, образование повышает производительность и дает дополнительные знания).

Сигналы могут быть и на других рынках с асимметричной информацией: рынках телевизоров, холодильников, автомобилей и т. д. Фирмы, производящие высококачественную, надежную продукцию, подают сигналы потребителям с помощью гарантий и поручительств (в случае, когда потребители не могут определить, какая марка лучше). Долгосрочные обязательства обходятся дороже производителю низкокачественного товара, ведь его надо чаще ремонтировать за счет фирмы, и она может разориться на бесплатном ремонте. Следовательно, гарантии можно оценивать как сигналы высокого качества товара, и потребители будут согласны платить за такой товар более высокую цену.

Вывод:

Таким образом, завершая изучение курса микроэкономики, мы проанализировали те трудности, которые могут возникать на рынке из-за проблемы внешних эффектов, необходимости производство общественных товаров и асимметричного распределения информации. В связи с этим в данной лекции мы остановились на понятии внешних эффектов рынка, объяснили их возникновение, выяснили способы решения этой проблемы на примере загрязнения окружающей среды. Также мы рассмотрели особенности, присущие общественным товарам, узнали, какие трудности возникают на рынке в связи с необходимостью их производства, и как определяются в обществе виды и объемы производства общественных благ, т. е. рассмотрели теорию общественного выбора. В данной лекции мы также остановились на понятии асимметричной информации и проблемах, которые в связи с этим могут возникать на рынке. При этом особое внимание было обращено на неопределенность качества товаров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: