Внешние эффекты в экономике

Внешние эффекты рынка и производство общественных товаров. Асимметричная информация.

Введение:

Этой лекцией мы завершаем изучение раздела микроэкономики. Известно, что, несмотря на принцип «невидимой руки» А. Смита, рынок не может функционировать автоматически на все 100%. На нем встречаются трудности, с которыми, как правило, может справиться только государство. Среди причин их возникновения экономисты называют существование внешних эффектов рынка, необходимость производства общественных товаров, а также асимметричное распределение информации между участниками рыночного хозяйства. Виды и объемы производства общественных благ определяются в гocyдapствe политическими методами, путем голосования. Поэтому в данной лекции мы также рассмотрим и некоторые вопросы теории общественного выбора.

Внешние эффекты имеют место, когда производство или потребление товара оказывает непосредственное воздействие на третьих лиц, не участвующих в процессе купли-продажи этого товара. При этом внешние эффекты не находят полного отражения в рыночных ценах и представляют собой выгоды и издержки третьих лиц. Внешние эффекты могут быть отрицательными, когда деятельность одной стороны приводит к издержкам другой, и положительными, когда деятельность одной стороны приносит выгоду другой. Классическим примером отрицательных внешних эффектов рынка может быть загрязнение окружающей среды. Например, химический комбинат сбрасывает отходы в расположенное поблизости озеро. Эти отходы загрязняют воду, губят рыбу и птиц, наносят реальный ущерб здоровью людей.

У химического комбината нет стимулов для учета внешних дополнительных издержек, которые выражаются в убытках рыбаков, охотников, снижении качества жизни других людей, так как они не учитываются в рыночной цене продукции данного комбината. В качестве отрицательного внешнего эффекта рынка можно назвать и увеличение количества безработных в результате внедрения научных достижений в производственный процесс. Положительный внешний эффект возникает, например, когда фермер строит оросительную систему на своем участке, что приводит к улучшению качества почвы на территории, прилегающей к его ферме. Этим бесплатно пользуется фермер-сосед, увеличивая свое благосостояние. Или, например, незащищенные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, результатами которых могут пользоваться третьи лица, и т. д.

(Как мы уже говорили, внешние эффекты не отражаются в рыночных ценах, поэтому они могут стать причиной неэффективности. Посмотрим, как же это происходит.)

Для иллюстрации воздействия внешних эффектов рассмотрим деятельность всех химических комбинатов, сбрасывающих отходы в близлежащие водоемы, в условиях совершенно конкурентного рынка. Предположим, что комбинаты используют фиксированное количество факторов производства, т. е. объем выбросов может быть сокращен только за счет снижения объема производства продукции.

На рис. 11.1 кривая D - кривая спроса на продукцию химических комбинатов. С помощью ее измеряется предельная выгода потребителей, т. е. она совпадает с кривой предельного дохода. МС - кривая предельных издержек, которая представляет собой кривую предложения отрасли. Отраслевой выпуск продукции QI определяется точкой пересечения кривых предельного дохода и предельных издержек. Рыночная цена при этом будет равна Р1.

Внешние дополнительные издержки рыбаков, охотников и других лиц показываются на кривой предельных внешних издержек (МЕС), которая имеет наклон вверх для большинства отрицательных внешних эффектов, так как по мере того, как фирмы производят дополнительный объем продукции, в окружающую среду сбрасываются дополнительные отходы, поэтому предельные внешние издержки увеличиваются.

Кривая МSС представляет собой предельные общественные издержки, которые равны сумме предельных издержек (МС) и предельных внешних издержек (МЕС), т. е. МSС = МС + МЕС. Эффективный для общества объем производства Q2 находится на пересечении кривой предельных общественных издержек (МSС) и кривой предельного дохода. При этом продукция будет продаваться по более высокой цене Р2. Мы видим, что объем производства отрасли QI больше эффективного объема производства Q2, т. е. экономическая неэффективность проявляется как избыточное производство, вызывающее слишком большой сброс отходов.

Отмечается и чрезмерное количество ресурсов, используемых химкомбинатами при производстве именно этого товара. Причиной неэффективности является неправильное ценообразование. Рыночная цена 1) слишком низка, она отражает только частные предельные издержки фирм, а эффективной ценой будет цена Р2, которая отражает предельные общественные издержки, включающие, как мы уже знаем, и предельные внешние издержки. Положительные внешние эффекты, наоборот, могут привести к слишком малому объему производства и завышенным ценам.

Возникает вопрос, каковы же способы решения проблемы внешних эффектов рынка.

К основным способам решения проблемы отрицательных внешних эффектов рынка относятся:

1. Введение государством налога на выброс вредных отходов (плата за выбросы). Плата за выбросы - это отчисления, взимаемые с фирмы за каждую единицу объема вредных выбросов. Допустим, химический комбинат выпускает продукцию и сбрасывает вредные отходы вещества в близлежащий водоем. При этом он выпускает чрезмерное с точки зрения общества количество продукции Q1 по цене РI (рис. 11.2). Введение налога на сброс отходов сместит кривую предложения химического комбината влево - с S до S1. В результате будет наблюдаться снижение выпуска продукции с Q1 до Q2 и повышение рыночной цены с РI до Р2. Тем самым выбросы химического комбината сокращаются, т. е. отрицательный внешний эффект уменьшается.

2. Установление стандартов по выбросам. Стандарты по выбросам - это установленный законом предел концентрации вредных веществ в промышленных выбросах. Если фирма допускает превышение этого стандарта, то она подвергается денежному штрафу, а ее управляющие могут понести уголовную ответственность. При этом размер штрафов должен быть больше стоимости очистительных сооружений.

З. Использование рыночных лицензий на сброс отходов. Сначала определяются предельные объемы загрязнения (в идеале - на уровне оптимального выброса). Затем они делятся на ограниченное количество лицензий (разрешений) и распространяются среди всех предприятий - источников загрязнения. Потом эти лицензии становятся предметом купли-продажи. Фирмы, которые имеют высокий уровень предельных издержек на снижение уровня выбросов, при обретают дополнительные лицензии у тех, чьи издержки на эти мероприятия ниже. Равновесие наступает тогда, когда предельные издержки на снижение уровня загрязнения будут одинаковы для всех фирм.

Кривая D представляет собой кривую спроса на лицензии, или на права загрязнения. Общее количество лицензий не изменяется и устанавливается в идеале на уровне оптимального загрязнения, т. е. кривая предложения лицензий S абсолютно неэластична. Равновесная цена лицензии устанавливается на уровне Р0. По мере роста численности населения спрос на лицензии увеличивается, т. е. кривая спроса на лицензии сдвигается вправо в положение D1. Но объем предложения лицензий не изменится, следовательно, рост спроса на лицензии приведет только к повышению цены лицензии до РI, общее же количество выбросов останется неизменным.

4. Применение теоремы Коуза - еще один способ решения проблемы внешних эффектов рынка. Теорема была впервые сформулирована в 1960 г. и названа по имени английского экономиста Рональда Гарри Коуза. Суть ее состоит в том, что когда внешние эффекты затрагивают незначительное число лиц, стоимостъ сделки невелика, а права собственности оговорены, то проблему внешних эффектов можно решить путем частного соглашения без вмешательства государства. Когда же затрагивается значительное число лиц и стоимость сделки очень велика, частные соглашения не могут решить проблему внешних эффектов (например, проблему кислотных дождей). Тогда здесь должно вмешиваться государство.

(Таким образом, мы выяснили, что внешние эффекты являются одной из причин возникновения трудностей на рынке. Другая аналогичная причина - необходимость производства общественных товаров.)

2. Общественные блага

Большая часть производимых в обществе товаров представляет собой частные блага, т. е. предназначенные для личного потребления. Товар называется частным, если, будучи потребленным одним лицом, он не может быть одновременно потребленным другими лицами. Например, одежда: когда ту или иную одежду (предмет гардероба) носит один человек, то в это же самое время никто другой носить ее уже не может. Но существуют еще и другие блага, которые мы можем потреблять одновременно, причем независимо от того, платим мы за это или нет. Товар называется общественным, если, будучи потребленным одним лицом, он при этом доступен для потребления другими. Примерами общественных товаров могут быть чистый воздух, маяк на берегу моря, национальная оборона, охрана общественного порядка.

Общественные блага имеют свои особенности, а именно:

1) они являются неделимыми, т. е. состоят из настолько крупных единиц, что не могут быть проданы индивидуальным покупателям;

2) они неисключаемы, т. е. никто из людей не может быть исключен из сферы их потребления. Частное благо - исключаемо: например, при продаже холодильника одному человеку исключается возможность купить его другим;

3) предельные издержки для дополнительного потребителя равны нулю. Например, когда маяк построен и введен в эксплуатацию, дополнительное судно, пользующееся светом маяка, ничего не добавит к издержкам маяка.

Значительная часть общественных благ не производится частными производителями из-за существования проблемы «безбилетника», или «фрирайдера» (free-rider problem) - проблема бесплатного пользования благами. (Люди действуют как пассажиры «зайцы», которые понимают ценность проезда, но не хотят платить за него.) Поэтому общественные блага не производятся в достаточном количестве частными фирмами. Свет маяка виден всем, и если владелец судна не заплатит за него, то капитану все равно нельзя запретить пользоваться сигналами маяка. Поэтому у частных фирм нет стимулов заниматься строительством маяка, так как его все равно никто не купит. Ведь выгода, приходящаяся на долю каждого судовладельца, не может окупить издержек на строительство маяка. Но если каждый будет ждать, что заплатит другой, то ни маяка, ни должного уровня национальной обороны и охраны общественного порядка не будет. Для разрешения проблемы фрирайдера необходимо, чтобы государство обеспечивало производство общественных товаров за счет принудительных взысканий в форме налогов.

Не все блага, производимые под контролем государства, являются общественными. К ним можно применить принцип исключаемости: улицы, автомагистрали, библиотеки, музеи, медицинское обслуживание, образование. На них можно устанавливать цены и тогда частные производители способны обеспечить ими потребителей через рыночную систему. Однако рынок недостаточно выделяет денег на их производство, так как имеют место быть значительные внешние эффекты. Тогда государство берет на себя часть их финансирования и производства. Эти товары называются квазиобщественными.

Виды и объемы производства общественных благ определяются в государстве путем голосования, поэтому теперь мы переходим к рассмотрению теории общественного выбора.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: