Обратная связь
Рис. 1. Модель открытой системы
Организация – открытая система – “Черный ящик,” в котором находится преобразователь сырья в продукцию.
Вход – точка соприкосновения организации с внешней средой.
Обратная связь есть процесс получения информации о различных системах для того, чтобы определить их состояние и вносить коррективы, если необходимо.
Принципиальное значение имеет для функционирования организаций обратная связь. Открытые системы постоянно получают информацию из внешней среды. Это помогает им приспособиться и позволяет предпринимать корректировочные действия по исправлению нежелательных отклонений параметров системы.
2 Процессный подход
Управление рассматривается как процесс, так как работа по достижению целей с помощью других – серия непрерывных взаимосвязанных действий, эти действия называются функциями.
Все функции связаны следующими процессами: коммуникациями и принятием решений.
Руководство рассматривается как самостоятельная деятельность, оно предполагает возможность влияния на отдельных работников и группы таким образом, чтобы они работали в направлении достижения цели.
|
|
3. Ситуационный подход
В 70-80- е гг. появляется новый подход.
Среди «синтетических» учений об управлении заметное место занимают ситуационные теории. Суть данных теорий состоит в том, что результаты одних и тех же управленческих действий в различных ситуациях могут очень сильно отличаться друг от друга. Поэтому, осуществляя все необходимые управленческие действия, такие, как планирование, или распорядительство, или контроль, менеджеры должны исходить из того, в какой ситуации они действуют.
Ситуационные теории управления дают рекомендации относительно того, как следует управлять в конкретных ситуациях. При этом выделяется четыре обязательных шага, которые должны быть осуществлены менеджером для того, чтобы добиться эффективного управления в каждой конкретной ситуации. Во-первых, управление должно уметь осуществлять анализ ситуации с точки зрения того, какие требования к организации предъявляет ситуация и что характерно для ситуации. Во-вторых, должен быть выбран соответствующий подход к осуществлению управления, который бы в наибольшей степени и наилучшим образом соответствовал требованиям, выдвигаемым к организации со стороны ситуации. В-третьих, управление должно создавать потенциал в организации и необходимую гибкость для того, чтобы можно было перейти к новому управленческому стилю, соответствующему ситуации. В-четвертых, управление должно произвести соответствующие изменения, позволяющие подстроиться к ситуации.
|
|
Ситуационные теории, давая описание того, как подстраивать организацию к конкретным требованиям, как производить изменения и перестановки наиболее рационально и безболезненно, как создавать и развивать адаптационный потенциал, отрицают наличие универсальных подходов к управлению, наличие обобщенных, всеохватывающих принципов построения и осуществления любого управления. С точки зрения этих теорий, управление — это в первую очередь искусство менеджеров понять ситуацию, вскрыть ее характеристики и выбрать соответствующее управление, а уж потом следовать научным рекомендациям в области управления, носящим обобщающий и универсальный характер.
Ситуация – набор конкретных обстоятельств для данной фирмы в данное время.
В менеджменте нет однозначно правильных решений, все зависит от того, в какой ситуации находится организация. Это знание + интуиция.
Ситуационный подход признает три основных ограничения: технологическое, человеческое и ограничение в постановке задачи.