Школы человеческих отношений и поведенческих наук (1930-1970 гг)

Данная школа во главу своего учения ставила человеческий фактор.

Основоположники: Мэри Паркер Фоллетт, Элтон Мэйо, Ф.Ротлисбергер, и др.

Идея школы: попытаться управлять, воздействуя на систему социально-психологических факторов.

К концу первой четверти XX в. на авансцену вышли и заняли ведущее положение новые отрасли, такие как электротехника, химическая промышленность и т.д. Труд рабочего на таких предприятиях значительно труднее контролировать, его ошибки сопряжены со значительно большими потерями, а от рабочего требуются общая и профессиональная культура, квалификация и способность самостоятельно действовать для решения общих проблем. Тейлоровский подход, основанный на проектировании трудового процесса, навязы­вании приемов труда рабочим, детальном индивидуальном планировании и учете результатов деятельности работника, в этих условиях отходит на второй план. Потребовалось создать условия, в которых рабочий не только мог бы, но и сам хотел инициативно и эффективно работать на благо своей компании. Здесь и приго­дились идеи, которые сторонники психологического направления в управлении пытались без особого успеха отстаивать с конца XIX в.

Основоположниками школы «человеческих отношений» считаются профессора Гарвардского университета Э.Мэйо (1880-1949) и Ф.Ротлисбергер, а непосредственным толчком - эксперименты, проводившиеся в 1924-1932 гг. группой исследователей на предприятиях «Вестерн электрик» в г. Хоторн - пригороде Чикаго, принадлежащих компании АТТ. Основные выводы, обобщающие итоги экспериментов, можно представить следующим образом:

1. Выработка рабочего определяется скорее групповыми нормами, чем его физическими возможностями. Все нормы, характеризующие определенные стандарты поведения или позицию человека, поддерживаются групповыми санкциями (например, угрозой социального остракизма). Групповые нормы, по существу, являются неписанными правилами, регулирующими неформальную организацию.

2. Рабочие гораздо чаще действуют или принимают решения как члены группы, нежели как индивиды; поведение их в большинстве случаев обусловливается групповыми нормами.

3. Значение неформальных лидеров для достижения целей группы, установления и поддержания группо­вых норм очень велико. Лидер группы - это человек, чья деятельность в наибольшей степени совпадает с групповыми нормами, т.е. человек, чье поведение воспринимается как наиболее соответствующее достиже­нию целей группы.

Поменял формулу мотивации “стимул - позиция работника – поведение”.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: