Современный взгляд на менеджмент. Модели управления

В современной системе управления выделяют 3 основные модели менеджмента.

Характеристика основных типов организаций (по Оучи)

Организация типа “А” (Американская модель) Организация типа “j” (Японская модель) Организация типа “Z” (Маркетинговая модель)
1. Найм работников на относительно короткое время 1. Пожизненный найм работников 1. Долгосрочный найм работников
2. Индивидуальное принятие решений 2. Коллективное принятие решений 2. Коллективное принятие решений
3. Индивидуальная ответственность 3. Коллективная ответственность 3. Индивидуальная ответственность
4. Быстрое развитие и продвижение 4. Медленное развитие и продвижение 4. Медленное развитие и продвижение
5. Механизм явного точного контроля 5. Механизмы косвенного контроля 5. Косвенный неформальный контроль
6. Способствование развитию специализированной карьеры работников по вертикали 6. Способствование неспециализированной карьеры работников – диверсифицированный подход 6. Умеренно специализированная карьера работников
7. Избирательное дифференцированное отношение к работнику как к таковому. 7. Целостный подход к работнику как к личности 7. Целостный подход включая семью.

Суть американской модели менеджмента заключается в изначальном убеждении, что успех фирмы зависит, прежде всего, от факторов, лежащих в ее границах (рациональной организации производства продукции, снижения издержек за счет выявления внутрипроизводственных резервов, роста производительности труда и эффективности использования всех ресурсов). Фирма рассматривается как “закрытая” система, при таком подходе цели и задачи являются заданными и стабильными в течение длительного времени, основой стратегии является непрерывный рост и углубление специализации производства, организационная структура строится по функциональному признаку, решающее значение имеет контроль всех видов деятельности, четкое выполнение кадрами управления указаний сверху.

Суть японской модели менеджмента. Особенности японской системы проявляются в управлении персоналом и трудовыми ресурсами, производством, сбытом, финансами. Система пожизненного найма и продвижение в зависимости от выслуги лет и возраста, организация групповой работы, оплата труда с учетом возраста, вклада в рационализацию и качества процесса, система непрерывного обучения преимущественная на производстве.

Суть маркетинговой модели

3 момента:

1. Ставка на человека самореализующегося.

2. Фирма рассматривается как живой организм, состоящий из людей, объединяемых совместными ценностями, как клан.

3. Фирме должно быть присуще постоянное обновление, характеризующееся внутренним стремлением и нацеленное на приспособление к внешним факторам главным из которых является потребитель.

Маркетинговая модель основана на системном и ситуационном подходах. Фирма - открытая система. Главные предпосылки ее успеха лежат не внутри, а вне ее. Успех связывается с тем, на сколько удачно фирма вписывается во внешнюю среду и приспосабливается к ней.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: