Согласно теории Ф. де Соссюра, языковая система строится на двух типах отношений – синтагматических и ассоциативных (парадигматических, по терминологии Л.Ельмслева):
«С одной стороны, слова в речи, соединяясь друг с другом, вступают между собой в отношения, основанные на линейном характере языка, который исключает возможность произнесения двух элементов одновременно. Эти элементы выстраиваются один за другим в потоке речи. Такие сочетания, имеющие протяженность, можно назвать синтагмами. Таким образом, синтагма всегда состоит минимум из двух следующих друг за другом единиц (например, re-lire «пере-читать», contre tous «против всех», la vie humaine «человеческая жизнь», s’il fait beau temps, nous sortirons «если будет хорошая погода, мы пойдем гулять» и т.п. (…)
С другой стороны, вне процесса речи слова, имеющие между собой что-либо общее, ассоциируются в памяти так, что из них образуются группы, внутри которых обнаруживаются весьма разнообразные отношения. Так, слово enseignement «обучение» невольно вызывает в сознании множество других слов (например, enseigner «обучать», renseigner «снова учить» и др., или armament «вооружение», changement «перемена» и др., или éducation «образование», apprentissage «учение» и др.), которые той или иной чертой сходны между собой.
|
|
Нетрудно видеть, что эти отношения (…) не опираются на протяженность, локализуются в мозгу и принадлежат тому хранящемуся в памяти у каждого индивида сокровищу, которое и есть язык. Эти отношения мы будем называть ассоциативными отношениями.
Синтагматическое отношение всегда in praesentia: оно основывается на двух или большем числе членов отношения, в равной степени наличных в актуальной последовательности. Наоборот, ассоциативное отношение соединяет члены этого отношения в виртуальный мнемонический ряд; члены его всегда in absentia» (Соссюр 1999: 123-124).
Синтагма (от греч. σύνταγμα «вместе построенное, соединенное») –
1) интонационно-смысловое единство, которое выражает в данном контексте и в данной ситуации одно понятие и может состоять из одного слова, группы слов и целого предложения;
2) последовательность двух (или более) языковых единиц (морфем, слов, словосочетаний, предложений), соединенных определенным типом связи (например, определительной) (в понимании Ф. де Соссюра) (см.: Ярцева 1998: 447).
Синтагматика –
1) один из двух аспектов изучения системы языка, анализ особых – синтагматических – отношений между знаками языка, возникающих между последовательно расположенными его единицами при их непосредственном сочетании друг с другом в реальном потоке речи или в тексте; этот аспект изучения языка противопоставляется парадигматике;
|
|
2) синоним выражения «синтагматический план речи или текста», обозначающего линейный план отношений между наблюдаемыми единицами языка, поскольку синтагма рассматривает эти единицы при их одновременной реализации в речи или тексте;
3) реже – учение о синтагме, чаще – учение о синтагматических типах отношений как отношениях между единицами языка «по горизонтали» (в отличие от парадигматики, изучающей отношения «по вертикали») (Ярцева 1998: 447).
Парадигма (от греч. παράδειγμα «пример, модель, образец») –
1) в широком смысле – любой класс лингвистических единиц, противопоставленных друг другу и в то же время объединенных по наличию у них общего признака или вызывающих одинаковые ассоциации, чаще всего – совокупность языковых единиц, связанных парадигматическими отношениями;
2) модель и схема организации такого класса или совокупности;
3) в более узком смысле – синоним термина морфологическая парадигма (система форм одного слова) (см.: Ярцева 1998: 366).
Парадигматика –
1) один из двух аспектов системного изучения языка, определяемый выделением и противопоставлением двух типов отношений между элементами и/или единицами языка – парадигматических и синтагматических; раздел науки о языке, занимающийся парадигматическими отношениями, их классификацией, определением области их действия и т.п.; противопоставляется синтагматике по типу изучаемых отношений и их группировок;
2) в более широком смысле – то же, что система языковая, понимаемая как совокупность лингвистических классов – парадигм; противопоставляется синтагматике как синониму понятия лингвистического процесса и текста (в понимании Луи Ельмслева) (см.: Ярцева 1998: 366).