1. Установить, какими способами воспроизводились в начале урока ранее усвоенные учащимися теоретические сведения:
1) индивидуальный опрос учащихся;
2) фронтальный опрос;
3) проверка знаний теории в процессе выполнения практических упражнений.
2. Охарактеризовать способы проверки дифференцированных письменных домашних заданий (выборочная проверка, взаимопроверка, самоконтроль, участие в проверке работ учебников-консультантов и т.д.).
3. Дать характеристику вопросов и задач, которые предлагались учащимся в процессе домашнего задания («проблемные» вопросы и задачи, способствующие созданию поисковых ситуаций на уроках; вопросы, требующие сопоставления, сравнения учебного материала и обобщения его на понятийном уровне).
4. Отметить, как было организовано на уроках закрепления знаний, умений и навыков сопутствующее повторение материала, логически связанного с приобретенными накануне новыми знаниями, и материала, который по своему содержанию и структурным особенностям тесно не связан с рассмотренным на предыдущих уроках материалом, но подлежит повторению в силу того, что он представляет для учащихся известные трудности и подвергается забыванию (тематическая группировка материала, сопоставление и противопоставление повторяемых правил, обнаружение причин смешения употребления в устной и письменной речи тех или иных правил и языковых норм, устранение этих причин).
|
|
5. Установить, как на повторительно-обобщающих уроках осуществлялись обобщение и систематизация теоретического материала и практических умений и навыков по целым темам и большим разделам программы (объединение соответствующих теоретических сведений и практических навыков в большие тематические группы, их сопоставление, сравнение и противопоставление, осознание языковых фактов на понятийном уровне, формирование обобщенных умений и навыков, умений планировать и самостоятельно организовать свою учебную деятельность).
6. Показать, как постепенно наращивались на уроке трудности и повышалась степень самостоятельности учащихся в работе при выполнении ими разного рода тренировочных упражнений и заданий творческого характера.
7. Определить, насколько рационально соотносились на уроке различные виды тренировочных упражнений (осложненное списывание, обучающие диктанты, самостоятельная речевая деятельность школьников).
8. Установить, в какой осуществлялась дифференциация в ходе самостоятельной работы учащихся (характер упражнений по их содержанию и степени трудности, способы предъявления заданий учащимся по вариантам, по заданию учителя или на основе самостоятельного выбора того или иного варианта задания учащимися). Каков удельный вес самостоятельной работы учащихся в общей системе работы на уроке? Не наблюдалось ли однообразия в выборе упражнений при организации самостоятельной раб школьников?
|
|
9. Отметить, какие задания предлагались учащимся на дом (единые для всех или дифференцированные по степени сложности), как давались эти задания учащимся (анализировались ли некоторые примеры, велась ли беседа о наиболее рациональных способах выполнения заданий дома или только назывались номера соответствующих упражнений).
10. Определить, каков был достигнутый на уроке уровень теоретических умений и навыков учащихся (осознанность, глубина знаний, прочность орфографических, пунктуационных, речевых навыков, степень их обобщенности).
11.Сделать выводы о том, насколько результативным оказался дифференцированный подход учителя к различным по уровню подготовки группам учащихся (выравнивание уровней знаний, умений и навыков учащихся, продвижение в развитии сильных учеников).
Помимо отмеченных сторон учебно-воспитательного процесса, при анализе уроков закрепления знаний, умений и навыков и повторительно-обобщающих уроков указывается целый ряд черт процесса обучения, свойственных урокам вообще, а именно: реализация целей урока, соблюдение требований дидактики и психологии, подведение итогов урока, учет и оценка знаний учащихся. (См. схему анализа урока изучения нового материала.)
«Комбинированные» уроки
Необходимо учитывать известную условность указанного термина. В данном случае имеется в виду дидактически вполне целесообразное сочетание на одном и том же уроке таких видов занятий, которые позволяют тесно объединить в процессе работы учителя с учащимися изучение нового материала, его закрепление и обобщение на высоком понятийном уровне. Однако такой подход к организации занятий целиком зависит не от каких-либо случайных намерений учителя, а от характера изучаемого на уроках лингвистического материала.
Дифференцированные признаки уроков
«комбинированного» типа:
1. Воспроизведение теоретических знаний и практических навыков, усвоенных накануне.
2. Изучение некоторой дозы новых теоретических сведений путем органического включения их в структуру ранее приобретенных знаний.
3. Обобщение и систематизация материала в процессе тренировочных упражнений как общего, так и дифференцированного характера.
4. Дифференциация домашних заданий.