Программа воспитания и обучения в детском саду

ПЛАН:

1. История создания и совершенствования программы

2. Принципы построения программы

3. Структура программы

4. Вариативные и альтернативные программы

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОГРАММЫ

Воспитание и обучение в ДОУ осуществляется в соответствии с программой – государственным документом, определяющим цели, задачи и содержание воспитательно-образовательной работы с детьми в дошкольном учреждении. В ней предусмотрена задача всестороннего воспитания дошкольников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

Жизнь детей в детском саду, построенная в соответствии с требованиями программы, создает благоприятные условия для удовлетворения потребностей общения со сверстниками, развития познавательной деятельности, физического, нравственного и эстетического развития.

Программа воспитания в детском саду синтезирует все новое в развитии теории и практики дошкольного воспитания.

Программа воспитания совершенствуется вместе с развитием общественного дошкольного воспитания.

Знание программы и выполнение ее требований с учетом конкретных условий жизни группы являются обязательными для каждого дошкольного специалиста.

Год издания Название Характеристика
1919 г. Инструкция по ведению очага и детского сада (разработана дошкольным отделом Наркомпроса) Содержала основные указания по организации, содержанию, и методам работы дошкольных учреждений.
1932 г. Проект «Программы воспитания» Состоял из разделов, соответствующих видам детской деятельности:
  1. общественно-политическое воспитание,
  2. трудовое воспитание,
  3. музыкально-двигательное воспитание,
  4. изобразительная деятельность,
  5. математика,
  6. грамота.
Была сделана попытка определить задачи и объем работы с детьми в детском саду.
1934 г. Программа и внутренний распорядок детского сада Большое внимание уделено вопросам организации и содержания многогранной жизни детей в ДОУ. Включала следующие разделы:
  1. общественное воспитание,
  2. физическое воспитание,
  3. рисование,
  4. лепка,
  5. трудовые занятия,
  6. развитие речи,
  7. занятия с книгой, картиной,
  8. начатки знаний о природе,
  9. развитие первоначальных математических представлений,
  10. занятия грамотой.
Недостатки: был включен сложный материал, не учитывает возрастные особенности, недооценивает роль воспитателя в организации педагогического процесса.
1938 г. Руководство для воспитателя детского сада Правильно освещаются задачи воспитания детей дошкольного возраста. Говорилось о всестороннем развитии личности, учете возрастных особенностей. Недостатки:
  1. очень далека от жизни (Крупская);
  2. содержание работы определяется не по возрастным особенностям, а по отдельным разделам воспитания;
  3. не было научно обоснованного раскрытия вопросов обучения детей;
  4. недостаточно освещена работа с родителями.
1953 г. Переработка «Руководства…» Было введено обучение в детском саду. Было выделено образовательное содержание, которое дети должны были усваивать на организованных занятиях при руководящей роли воспитателя.
1959 г. Постановление «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста» Предусматривало объединение садов и яслей в ясли – сад с единой программой воспитания детей преддошкольного и дошкольного возраста.
1962 г. Программа воспитания и обучения детей в дошкольных учреждениях нового типа Единая программа воспитательно-образовательной работы с детьми раннего возраста и поступления в школу. Была нацелена на ликвидацию межвозрастной разобщенности в воспитательном процессе. Отражены вопросы обучения детей дошкольного возраста. Предусматривала формирование определенных ЗУН, положительных привычек поведения, нравственных качеств, необходимых для всестороннего развития личности. Включает: режим занятий, отдыха, развлечения, сна, питания, прогулок.
1969 г. Программа воспитания и обучения в детском саду На основе использования научных исследований и лучшего опыта и учитывает требования, связанные с переходом школы на новые программы обучения
1984 – 1985 гг. Типовая программа воспитания и обучения в детском саду Охватывает 4 возрастные ступени физического и психического развития:
  1. Ранний возраст (от рождения до 2 лет)
  2. Младший дошкольный возраст (от 2 лет до 4 лет)
  3. Средний возраст (от 4 до 5 лет)
  4. Старший возраст (от 5 до 6 лет)
Программа по воспитанию и обучению детей седьмого года жизни выпущена ранее (1983 г., под ред. Н.Н. Поддъякова, Р.А. Курбатовой). Обязывает воспитателя знать возрастные закономерности и индивидуальные психофизиологические особенности развития детей. Подчеркивается необходимость единства действий ДОУ и семьи.
1994 г. 1996 г. 1997 г. Развитие Радуга, Детство Истоки Эти программы предлагают свое решение концепции личностно-ориентированного воспитания детей.

Принципы построения программы

1. Научность содержания материала, соответствие возрастным и индивидуальным психофизиологическим особенностям детей дошкольного возраста;

2. Единство воспитания и обучения;

3. Целостность и непрерывность педагогического процесса от младенчества до поступления в школу;

4. Систематичность и последовательность расположения материала (постепенное усложнение от группы к группе, взаимосвязь разделов, комплексный подход к осуществлению воспитания);

5. Возрастной принцип расположения общих и частных задач;

6. Ведущая роль разнообразных видов деятельности детей в их всестороннем развитии;

7. Концентричность – возврат к ранее пройденному на более высоком уровне

структура программы

Каждый возраст представлен в двух разделах:

1. Организация жизни и воспитание детей (режим дня, физкультурно-оздоровительная работа, воспитание культурно-гигиенических навыков, ознакомление с окружающим, игра).

2. Обучение на занятиях.

Содержание разделов всех возрастных групп взаимосвязано.

Каждый раздел начинается с постановки и раскрытия воспитательных задач.

альтернативные и вариативные программы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: