В старшей группе

В старшей группе большинство детей правильно произносит свистящие, шипящие, звонкие согласные, звуки р и л. Но все же встречаются дети с недостатками произношения. Шипящие произносятся недостаточно четко, часто встречается смешение оппозиционных звуков; у отдельных детей неправильное произношение звуков рил. Если в группе имеются дети, которые правильно произносят свистящие и шипящие, но оглушают все звонкие, то последовательность работы над озвончением такая: в, з, ж, б, д, г. Речевую работу в этой группе надо проводить так, чтобы все дети перешли в подготовительную группу с правильной речью. Чтобы выполнить эту задачу, необходимо умело сочетать фронтальные и индивидуальные занятия.

В начале учебного года (после проверки звукопроизношения) воспитательница повторяет гласные а, о, у, и. Они прорабатываются на одном занятии. В конце занятия детей знакомят с графическим обозначением гласных. Детям предлагается прочитать песенки-звуки, которые поет Веселый Язычок. Усвоение букв проводится постепенно. Если в средней группе перед детьми ставится задача — определить наличие звука в слове, то в старшей группе задание усложняется: ребенок определяет место звука в слове. Дидактическим материалом для определения места звука в слове служит полоска-слово из картона, разделенная линиями на три части. В зависимости от того, слышится ли звук в начале, в конце или в середине слова, фишка или цветовой сигнал ставится на первую, последнюю или среднюю часть полоски. Сначала дети определяют место звука только в начале и в конце слова, и лишь тогда, когда они это усвоили, переходят к определению звука в середине слова.

Повторяя гласные, дети определяют место гласной в слове. Для этого упражнения подбираются слова, в которых ударение падает на гласную в начале и в конце слова, например, аист, река, а уж потом даются слова с гласной в середине, например, мак. Параллельно с работой над гласными детей знакомят с понятиями «предложение», «слово». Дети раскладывают «полоску-предложение» и «полоски-слова», «читают» предложение и «прочитывают» слова (см. стр. 25).

Главное внимание в этой группе уделяется артикуляции и различению оппозиционных звуков. Каждый раз в начале занятия повторяется артикуляция обоих звуков, подчеркивается различие в их произношении. В старшей группе сказки Веселого Язычка служат для сознательного усвоения артикуляции звуков. Дети должны разбираться в том, какие движения производит язык, когда поет различные песенки-звуки. В этой группе уже постепенно можно переходить от термина «песенка-звук» к термину «звук».

Работа над опознаванием оппозиционных звуков проводится в игровой форме с помощью цветовых сигналов звуков. Пособием для этой игры служит цветная полоска картона, обозначающая слово, и разноцветные кружки-сигналы, соответствующие оппозиционным звукам.

Упражнение проводится следующим образом. Допустим, мы хотим отдифференцировать звуки с и ш. Воспитательница напоминает детям артикуляцию этих звуков: «Вспомним, как поется песенка водички и песенка сердитых гусей». Дети произносят звуки с и ш. «А теперь слушайте внимательно. Я буду вам говорить слова. В одних словах будет слышаться звук с (песенка водички), в других — звук ш (песенка сердитых гусей). Вот эта полоска будет у нас обозначать слово. Если в слове слышится песенка сердитого гуся - ш, вы все поднимите руку, а один из нас поставит на полоске-слове красный кружок. Если в слове слышится песенка водички - с, вы руку не будете поднимать, а кто-нибудь из вас поставит на полоске-слове синий кружок». Воспитательница четко произносит слова на с и ш. Дети определяют звук, а один ребенок, выставляет соответствующий цветовой сигнал звука. Эта игра очень нравится детям.

В старшей группе широко используется игра в школу «Мы букв не знаем, но пишем и читаем по цветовым сигналам». Дети «пишут» и «прочитывают» по расставленным на словах-полосках цветовым сигналам слова на оппозиционные звуки, напр., шапка — санки, рама — лампа.

Воспитательница говорит: «Сегодня мы с вами напишем и прочитаем слова шапка — санки». Для большей наглядности можно взять соответствующие картинки. Сначала воспитательница выясняет, какая песенка-звук слышится в слове шапка, какой звук слышится в слове санки. После этого она повторяет с детьми артикуляцию звуков ш и с и говорит: «А теперь мы с вами напишем и прочитаем эти слова». Она вызывает ребенка, он «пишет» слова (расставляет на словах-полосках сигналы звуков, а затем «прочитывает» слова). Так же прорабатываются упражнения на дополнение фраз словами, отличающимися одним звуком. Сначала предложения проговариваются, а затем выделенные слова, например зуб — суп, после звукового анализа «пишутся» и «прочитываются».

Это же занятие можно провести, пользуясь набором индивидуального конверта (см. стр. 13). После выделения оппозиционных звуков в словах воспитательница предлагает детям «написать» эти слова. Дети вынимают из своего конверта две полоски-слова и два сигнала. Они расставляют сигналы на своих полосках. Воспитательница проходит по рядам, проверяет, как выполнено задание, и предлагает детям прочитать слова.

Если дети уже знакомы с понятием «предложение» и «слово», им можно предложить разложить полосками-словами короткое предложение, расставить сигналы звуков и прочитать их. Например, предложение «Мила купила рыбу» - раскладывается тремя подосками, обозначающими слова. На словах Мила и купила ставятся желтые кружки, обозначающие звук л. На слове рыбу ставится розовый кружок, обозначающий звук р.

В этой группе дети знакомятся с твердыми и смягченными звуками р - рь и л - ль. Для анализа берутся слова, например, Юра—Боря. Воспитательница подчеркивает и выделяет разницу в произношении слогов ра и ря. Можно обратить внимание детей на то, что звук р в слове Юра произносится твердо, раскатисто, а звук рь в слове Боря — мягко. После этого воспитательница говорит: «Если вы услышите твердый звук р, поднимите сигнал р — розовый кружок. Если вы услышите мягкий звук рь, хлопните в ладоши». Аналогично прорабатываются звуки л и ль: на звук л дети поднимают желтый кружок, а на звук ль хлопают в ладоши.

Игра «Раскладывание картин на оппозиционные звуки» также проводится в этой группе. Над кармашками рядом с образом звука и его сигналом выставляется соответствующая буква. В конце учебного года дети знакомятся со слогами и цветовые сигналы звуков выставляются на соответствующем слоге. Рекомендуется вначале брать слова из 2-х слогов: шу-ба, Ма-ша. В словах Шу-ра, ша-ры можно на слогах расставить сигналы звуков ш и р. Также прорабатываются слова: Са-ша, са-жа, за-сов, Ла-ра.

Работа над разучиванием шуток-чистоговорок на оппозиционные звуки в этой группе в сравнении с предыдущей группой несколько видоизменяется. Сложный вариант этих чистоговорок прорабатывается не в форме коллективной речи, а путем индивидуального опроса детей на фронтальном занятии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: