В подготовительной группе

Работа над артикуляцией звуков в этой группе ставит задачу полностью устранить дефекты произношения у детей, чтобы они поступили в школу с правильной речью. Уже в начале учебного года, после проверки звукопроизношения у детей, надо наметить план индивидуальной работы с теми детьми, у которых имеются еще недостатки произношения. Детей с большими отклонениями речи следует направить к логопеду.

На первых занятиях повторяется артикуляция гласных и определение их места в слове. Если в группе есть дети, смешивающие свистящие и шипящие, звуки р - л, то на последующих фронтальных занятиях повторить артикуляцию этих звуков, опознавание и определение места звука в слове.

Различение твердых и мягких согласных также входит в план речевой работы этой группы. Сначала надо повторить упражнения на дифференциацию звуков р - рь, л - ль в словах. Затем можно перейти к опознаванию твердых и мягких согласных: на - ня, та - тя, да - дя и т. д. После этого воспитательница переходит к основному разделу развития фонематического восприятия: опознавание звонких и глухих согласных б - п, д - т, г - кь словах и слогах.

Опознавание парных согласных б - п, д - т, г - к в словах представляет большие трудности. Легче всего выделить эти звуки, если в слове после них стоят согласные р или л. Например, брат - правда, блузка - платье, дрова - трава, грач - кран и т. д.

В начале занятия повторяется артикуляция оппозиционных звуков, например, б и п. Подчеркивается, что звуки б и п произносятся губами, через губы проходит теплый выдох, который ощущается па руке. Звук б произносится звонко, с голосом, а звук п - тихо, без голоса. Внимание детей фиксируется на вибрации голосовых связок при артикуляции б. (Дети прикладывают тыльную сторону руки к гортани и попеременно произносят б - п.) Затем воспитательница произносит слова на звуки б и п, например: б-луза, п-латье, выделяя артикуляцию этих звуков, и предлагает детям узнать, какой звук слышится в данном слове. После этого выставляется соответствующий цветовой сигнал звонких и глухих звуков: зеленый или черный кружок

Работу по дифференциации парных согласных звуков можно провести и с картинками. Картинки подбираются на те оппозиционные звуки, которые мы хотим отдифференцировать. Работу над различением звонких и глухих согласных можно сочетать и с ритмическими движениями рук.

Наряду с узнаванием согласных б - п, д - т, г - к в словах надо проработать сложные чередования слогов со звонкими и глухими согласными. Слоги и шутки-чистоговорки на эти звуки прорабатываются также с цветовыми сигналами и в сочетании с движениями рук. Произношение слогов с глухими согласными сопровождается хлопком в ладоши, а при произношении слогов со звонкими согласными дети плавно разводят кисти рук в стороны.

Перед тем, как проделать это упражнение, воспитательница напоминает детям, что в речи есть звонкие звуки, которые произносятся звонко, с голосом, например, звук б, и глухие звуки, которые произносятся глухо, тихо, шепотом, без голоса, например, п. Воспитательница произносит поочередно слоги с глухой и звонкой согласной и делает соответствующие движения руками. Затем упражнение проделывают все дети вместе с воспитательницей. Только после этого воспитательница вызывает отдельных детей и просит их проделать то же упражнение самостоятельно.

В подготовительной группе переходят к более сложному чередованию слогов со звонкими и глухими согласными. Мы предлагаем провести упражнения в следующем порядке:

1) п - б, б – п

2) па, па, па - ба, ба, ба

3) па, па – ба

4) ба, ба - па

5) ба - па – ба

6) па - ба - па

Такие же упражнения проводятся в сочетании с другими гласными: о, у, и, я. На каждом занятии выполняются упражнения на один гласный. Аналогично прорабатываются все остальные звонкие и глухие согласные: т - д; к - г; с - з; ш - ж.

С цветовыми сигналами прорабатываются также слова, отличающиеся одним звуком, например: Тома — дома; гости — кости; бочки—почки. Сначала слова произносятся по цветовым сигналам, а потом «прочитываются»; на словах-полосках выставляются цветовые сигналы (черный и зеленый кружки), после этого слова-полоски «прочитываются».

Шутки-чистоговорки для подготовительной группы тоже прорабатываются с ритмическими движениями рук. Методика проведения упражнения описана на стр. 46. В этой группе надо добиться, чтобы ребенок правильно повторял за воспитательницей любое чередование звонких и глухих согласных в слогах.

В подготовительной группе углубляется и завершается анализ предложения (предложение — слово — слог — звук) и дается полный звуковой анализ сначала односложных, а потом двухсложных слов. Предложение раскладывается полосками-словами, слова — полосками-слогами, а слоги — полосками-буквами (см. стр. 25).

Умение различать в словах и слогах звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные поможет детям в школе избежать специфических ошибок в письме.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: