В этой группе речевые занятия проводятся фронтально. Подготовительные упражнения для развития пластичности и подвижности языка даются в профилактических целях, чтобы развить речевую моторику и предупредить неправильное формирование звуков. Подготовительные упражнения проводятся со всей группой. Некоторые из них даже можно включить в утреннюю гимнастику. Например:
Полакаем как котенок | быстрое выбрасывание и втягивание языка (распластывание языка). |
Поклокочем как индюк | такие же движения с раздуванием щек и включением голоса (подготовка к артикуляции л). |
Поиграем на губах | упражнение для артикуляции звука б. |
Поцокаем как лошадки | прищелкивание языком (подготовка для артикуляции звука р). |
Закроем-откроем домикротик | смыкание и размыкание обнаженных зубов (под готовительные упражнения для артикуляции с, з, ц, ш, ж, ч, щ). |
В начале учебного года воспитательница знакомит детей с артикуляцией гласных, с артикуляторным аппаратом: домик-ротик открывается и закрывается зубами, в нем живет Веселый Язычок, который умеет петь разные песенки: а, о, у, и. Каждая гласная прорабатывается в отдельном рассказе. В этих рассказах дети знакомятся со звучанием и артикуляцией гласных. Воспитательница фиксирует внимание детей на форме губ при произношении различных гласных.
|
|
Перед детьми этого возраста мы не ставим задачу узнавания гласной в слове. Звуковой анализ делает, воспитательница. Например, после ознакомления с гласной а и с ее артикуляцией воспитательница говорит: «Сейчас я вам назову имя девочки, а вы послушайте, какая слышится песенка». Воспитательница произносит: А-ня. При этом выделяет и протягивает гласную а и говорит: смотрите, как я широко раскрыла рот. В слове А-ня слышится песенка Язычка — а. Таким образом, дети начинают постепенно усваивать, что в словах нашей речи слышатся различные песенки Язычка (гласные а, о, у, и).