Ситуационный подход в управлении

Ситуационный подход сложился в США в конце 1960-х гг. Он полемизирует со школами (классической, школой человеческих отношений, системным подходом), представители которых пытались сформулировать универсальные принципы управления для обеспечения эффективного функционирования организаций. Представителями являются Ф. Каст, Г. Кунц, П. Лоуренс, Дж. Лорш, Д. Розенцвей, Дж. Томпсон и др.

Ситуационный подход представлен различными ситуационными теориями, которые занимают заметное место среди «синтетических» учений об управлении. Суть данных теорий состоит в том, что результаты одних и тех же управленческих действий в различных ситуациях могут очень сильно отличаться друг от друга. Поэтому, осуществляя все необходимые управленческие действия, такие как планирование, контроль и т.п., менеджеры должны исходить из того, в какой ситуации они функционируют.

В основе ситуационного подхода лежит концепция, которая утверждает, что оптимальное и эффективное управление возможно только при таких условиях, когда внутреннее функционирование организации четко согласовано с требованиями стоящей перед ней задачи, ее техническим оснащением, потребностями персонала (внутренние переменные) и внешним окружением (внешние переменные, причем с учетом тех конкретных обстоятельств, в которых находится данная система в определенное время). Иными словами, ситуативный подход предполагает использование такого метода, который лучше всего отвечает потребностям возникшей ситуации. Он также фокусирует внимание на отношениях между внутренней и внешней средой организации. Пример: КСО и кризис.

Ситуационные теории управления дают рекомендации относительно того, как следует управлять в конкретных ситуациях. При этом выделяется четыре обязательных шага, которые должны быть осуществлены для того, чтобы добиться эффективного управления в каждой конкретной ситуации.

Во-первых, управление должно уметь осуществлять анализ ситуации с позиций ее специфики и требований, предъявляемых к организации.

Во-вторых, должен быть выбран соответствующий подход к осуществлению управления, который в наибольшей степени и наилучшим образом соответствовал бы требованиям ситуации, выдвигаемым к организации.

В-третьих, управление должно создавать потенциал в организации и необходимую гибкость для того, чтобы можно было перейти к новому управленческому стилю, соответствующему ситуации.

В-четвертых, управление должно произвести соответствующие изменения, позволяющие адаптироваться к ситуации.

В целом, если системный подход придает особое значение объединению связей между различными организациями, то заострив внимание на характере этих связей, ситуационный подход актуализировал эту проблему. В результате ситуационный подход сегодня является передовым подходом в управленческой мысли.

Однако и этот подход подвергается критике. Некоторые считают, что у него недостаточное теоретическое обоснование, которое проявляется в отсутствии базы для познания, недостаточной прогностической способности и инициативности. С другой стороны, его защитники утверждают, что самый полезный ответ на вопрос «Как мы будем делать это?» является: «Это все зависит от...».

В ситуационном подходе прежде, чем принять управленческое решение, каждая ситуация рассматривается с позиций определения ее уникальных свойств. Это заметно контрастирует с ранними подходами, которые имели тенденцию к универсальным принципам, которые часто были неприменимы к специфическим ситуациям. Прежде чем применить какой-либо подход, следует проанализировать ситуацию, все разнообразные школы управленческой мысли, и затем определить, какая комбинация управленческих методов окажется наиболее подходящей.

С точки зрения экономики организации наиболее существенные научно-методические результаты были получены в рамках ситуационного подхода: формы, методы, системы, стили управления должны существенно варьироваться в зависимости от сложившейся ситуации, т.е. центральное место должна занимать ситуация. Это конкретный набор обстоятельств, которые значительно влияют на организацию в данное конкретное время.

Значение системного и ситуационного подходов в том, что вместо прежних претензий найти самый эффективный, пригодный для всех случаев жизни способ управления они делают попытку интегрировать в систему управления отдельные, более эффективно действующие компоненты, разработанные школами управления, которые исторически предшествовали им, путем сочетания отдельных приемов с учетом изменяющихся условий. Нет ни одного самого лучшего способа планирования, или способа руководства, или способа организации группы для совместных действий, или способа контроля деятельности организации.

Чтобы эффективно управлять, следует знать все существующие или, по крайней мере, большинство способов, уметь применять каждый из них в конкретном месте и конкретной ситуации. Самые лучшие методы управления можно выбрать и осуществлять только после того, как ознакомишься с конкретными обстоятельствами, в которых придется действовать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: