Функции финансов

Сущность финансов реализуется в выполняемых ими функциях, посредством которых рас­крываются свойства и назначение финансов как особой экономической категории.

1. Распределительная функция проявляется при распре­делении национального дохода, в процессе создания так называемых основных, или первичных, доходов. Их сумма равна первоначальному национальному доходу.

Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства и делятся на две группы:

1) доходы предприятий сферы материального произ­водства;

2) зарплата работников, занятых в сфере материального производства.

Однако первичные доходы еще не образуют общест­венных денежных фондов, достаточных для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворения материаль­ных и культурных потребностей населения. Необходимо дальнейшее распределение, или перераспределение, нацио­нального дохода.

В результате перераспределения образуются вторичные, или производные, доходы. К ним относятся доходы, полу­ченные в отраслях непроизводственной сферы. Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода.

Необходимость перераспределения совокупного общест­венного продукта возникает вследствие:

- наличия наряду с производственной непроизводст­венной сферы (оборона, образование и т.д.);

- неравномерности развития отдельных отраслей и тер­риторий;

- различия в доходах различных групп населения.

Перераспределение национального дохода происходит между производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства, отраслями материального производ­ства, отдельными регионами страны, социальными группами населения.

Основная цель распределения и перераспреде­ления национального дохода и валового внутреннего про­дукта (ВВП), совершаемых с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил, создании рыночных структур экономики, укреплении государства, обеспечении высокого качества жизни широких слоев населения.

2. Регулирующая функция финансов выражается через воздействие государства на экономическое развитие.

Основными инструментами, используемыми при этом, являются:

- регулирование и контроль посредством принятия соответствующих законов;

- установление предельных цен на некоторые товары и услуги;

- государственные расходы, которые побуждают фирмы и работников производить те или иные товары и услуги;

- сокращение или ликвидация налогов, а также огра­ничение потребления отдельных видов товаров с помощью акцизов на алкоголь и табачные изделия;

- реструктуризации задолженности предприятий (например, задолженности сельскохозяйственных товаро­производителей).

3. Основу контрольной функции финансов составляет движение финансовых ресурсов.

Данная функция проявля­ется в контроле над распределением ВВП по соответствую­щим фондам и расходованием их по целевому назначению. Исходя из характера движения финансов, общество имеет возможность знать, как складываются пропорции в распре­делении денежных средств, как обеспечивается своевремен­ность поступления финансовых ресурсов в распоряжение субъектов хозяйствования.

Контролю подлежат:

- выручка от реализации товаров и услуг,

- затраты на производство и реализацию продукции,

- оплата труда,

- цены и тарифы,

- прибыль, ее использование.

Важными направлениями финансового контроля являются проверка соблюдения законодательства и нормативных актов, формирование и исполнение бюджетов, своевремен­ность и полнота выполнения налоговых обязательств перед бюджетной системой и целевое использование бюджетных средств.

Объектом финансового контроля выступает также финансовая документация, ее соответствие установленным нормам;

Субъектами — органы государственной власти, внутрифирменные контрольные органы и независимые аудиторские организации.

Органы государственной власти контролируют бюд­жетные средства и финансово-хозяйственную деятель­ность государственных предприятий, начиная с обсу­ждения и принятия бюджета, затем в процессе его исполнения и заканчивая рассмотрением и утверждением отчетов об исполнении бюджета.

Финансовый контроль осуществляется законодательными (представительными) органами, органами исполнительной власти и местного самоуправления, Министерством финансов РФ, Федераль­ным казначейством, финансовыми органами субъектов РФ и муниципальных образований, главными распорядите­лями и распорядителями бюджетных средств, Федеральной таможенной службой (ФТС России).

Соблюдение законодательства о налогах, правильность их исчисления, полноту и своевременность внесения в соот­ветствующие бюджеты отслеживает налоговая служба. Исполнение федерального бюджета подлежит контролю со стороны Счетной палаты РФ. В случае обнаружения нарушений бюджетного законодательства виновные несут ответственность в соответствии с БК РФ и федеральными законами.

Внутрифирменным контролем занимаются финансо­вые подразделения предприятий, ревизионные комиссии, внутренние аудиторские службы предприятий в целях определения правильности образования и использования финансовых и других ресурсов.

Внешний аудиторский контроль осуществляется незави­симыми аудиторскими фирмами. Аудит может проводиться по заказу нуждающихся в нем клиентов за вознаграждение на договорной основе, а также по настоянию заинтересован­ных организаций-контрагентов, судебных органов и органов государственной власти. Субъекты хозяйствования могут быть заинтересованы в аудите в целях объективного неза­висимого анализа хозяйственно-финансовой деятельно­сти и разработки рекомендаций по финансовой стратегии и повышению эффективности своей деятельности. Коммер­ческие банки и инвестиционные компании могут привлечь аудиторские фирмы для экспертизы финансового состоя­ния интересующего их предприятия.

При аудиторском контроле осуществляется проверка правильности бухгалтерского учета, финансовой отчетно­сти, активов, статистического учета, достоверности выпол­нения процедур.

К финансовому контролю предприятий вправе прибегать также банки и страховые организации при выдаче кредитов и заключении страховых договоров в целях выявления их платежеспособности и финансовой устойчивости.

Основные формы финансового контроля — это про­верки, проводимые, как правило, по отдельным направ­лениям деятельности и ревизии, целью которых является обычно комплексная проверка финансово-хозяйственной деятельности.

Несмотря на объективное содержание и единство функ­ций финансов, их роль в жизнедеятельности субъектов различна. Многое зависит от традиций, обычаев, природно- исторических и специфических особенностей потребления и производства в стране.

2. Финансовая система страны, ее сферы и звенья

Распределение и перераспределение созданного совокуп­ного общественного продукта оказывают влияние на создание централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, т.е. формирование финансовой системы страны.

Финансовая система страны — это форма органи­зации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и пере­распределению совокупного общественного продукта.

В целом финансовая система страны состоит из двух крупных подсистем: централизованных и децентрализо­ванных финансов, которые в свою очередь делятся на более мелкие подсистемы в зависимости от конкретных форм и методов формирования доходов.

Централизованные финансы представляют собой финансы государства и используются для регулирования всей национальной экономики. С их помощью денежные средства организаций и граждан аккумулируются в государ­ственный бюджет и во внебюджетные фонды государства.

В настоящее время государственные и муниципальные финансы РФ включают в себя:

- финансы федерального пра­вительства,

- финансы региональных органов власти

- и мест­ные (муниципальные финансы).

Ввиду того, что Россия относится к федеративным госу­дарствам, то в зависимости от уровня управления бюджеты органов власти подразделяются на:

- бюджет федерального правительства,

- бюджеты регионов,

- местные (муниципаль­ные) бюджеты.

Внебюджетные фонды государства имеют, как правило, целевое назначение.

На федеральном уровне существуют социальные внебюджетные фонды:

- Пенсионный фонд РФ,

- Фонд социального страхования РФ,

- Фонд обязательного медицинского страхования РФ.

Данные фонды аккуму­лируют средства для реализации важнейших социальных гарантий — государственного пенсионного, социального и обязательного медицинского страхования.

Государственный и муниципальный кредиты представ­ляют собой денежные отношения между государством, муниципалитетами, с одной стороны, и иностранными государствами, физическими и юридическими лицами, с другой стороны, по вопросу предоставления кредита, гарантии, получения займа.

Госу­дарственный и муниципальный кредиты отвечают задачам функционирования и использования средств бюджета и выступают как:

1) способ финансирования дефицита бюджета;

2) средство покрытия временной недостаточности финансовых ресурсов для исполнения бюджета.

Децентрализованные финансы — это фонды денежных средств хозяйствующих субъектов и домохозяйств, исполь­зуемые с целью производства и реализации товаров и услуг, а также воспроизводства капитала и рабочей силы. Именно они составляют основу финансовой системы любого государ­ства, создают первичные доходы хозяйствующих субъектов, а также доходы граждан. На состав и организацию финансов предприятий существенное влияние оказывают их организа­ционно-правовая форма и отраслевые особенности.

Финансы коммерческих организаций и предприятий пред­ставляют собой экономические отношения, возникающие в процессе формирования производственных фондов, про­изводства и реализации продукции, образования собствен­ных финансовых ресурсов, привлечения внешних источни­ков финансирования, их распределения и использования.

Финансовыми посредниками называют всю совокупность кредитных учреждений, действующих в экономике. Суть их посредничества состоит в аккумулировании денежных средств частных лиц с целью их дальнейшего эффективного инвестирования. К финансовым посредникам относятся, например, коммерческие и сберегательные банки, кредит­ные союзы, пенсионные фонды и страховые компании. Объ­емы финансовых операций, осуществляемые финансовыми посредниками, в последние десятилетия возрастают, что обу­словливает выделение финансовых посредников в качестве одного из звеньев финансовой системы России.

Финансы некоммерческих организаций имеют ряд осо­бенностей, связанных с правовым статусом организации, имущественными правами, с целью ее деятельности, поряд­ком распределения доходов. Большинство некоммерческих организаций создаются для достижения социальных, благо­творительных, культурных, образовательных и иных целей.

Финансы домохозяйств — характерное явление для стран с рыночной экономикой. Будучи центральным звеном децентрализованных финансов, они представляют собой систему образования и использования денежных ресурсов индивидов. Появление финансов домохозяйств вызвано разнообразием форм собственности при господстве частной и действием товарно-денежных отношений.

С помощью финансов домохозяйств решаются следую­щие задачи:

- обеспечение денежными ресурсами механизма реали­зации индивидуальных потребностей людей;

- обеспечение денежными ресурсами условий для соз­дания материальных благ и новой стоимости. Выполнение этой задачи делает финансы граждан базой финансов юри­дических лиц.

Вышеперечисленные звенья образуют внутреннюю струк­туру финансовой системы РФ. На их основе формируются внешние, международные финансы, субъектами которых могут выступать физические и юридические лица, организа­ции отдельных государств, транснациональные и междуна­родные корпорации, международные и межгосударственные организации (блоки, союзы).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: