Сущность финансов реализуется в выполняемых ими функциях, посредством которых раскрываются свойства и назначение финансов как особой экономической категории.
1. Распределительная функция проявляется при распределении национального дохода, в процессе создания так называемых основных, или первичных, доходов. Их сумма равна первоначальному национальному доходу.
Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства и делятся на две группы:
1) доходы предприятий сферы материального производства;
2) зарплата работников, занятых в сфере материального производства.
Однако первичные доходы еще не образуют общественных денежных фондов, достаточных для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворения материальных и культурных потребностей населения. Необходимо дальнейшее распределение, или перераспределение, национального дохода.
В результате перераспределения образуются вторичные, или производные, доходы. К ним относятся доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы. Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода.
Необходимость перераспределения совокупного общественного продукта возникает вследствие:
- наличия наряду с производственной непроизводственной сферы (оборона, образование и т.д.);
- неравномерности развития отдельных отраслей и территорий;
- различия в доходах различных групп населения.
Перераспределение национального дохода происходит между производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства, отраслями материального производства, отдельными регионами страны, социальными группами населения.
Основная цель распределения и перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта (ВВП), совершаемых с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил, создании рыночных структур экономики, укреплении государства, обеспечении высокого качества жизни широких слоев населения.
2. Регулирующая функция финансов выражается через воздействие государства на экономическое развитие.
Основными инструментами, используемыми при этом, являются:
- регулирование и контроль посредством принятия соответствующих законов;
- установление предельных цен на некоторые товары и услуги;
- государственные расходы, которые побуждают фирмы и работников производить те или иные товары и услуги;
- сокращение или ликвидация налогов, а также ограничение потребления отдельных видов товаров с помощью акцизов на алкоголь и табачные изделия;
- реструктуризации задолженности предприятий (например, задолженности сельскохозяйственных товаропроизводителей).
3. Основу контрольной функции финансов составляет движение финансовых ресурсов.
Данная функция проявляется в контроле над распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению. Исходя из характера движения финансов, общество имеет возможность знать, как складываются пропорции в распределении денежных средств, как обеспечивается своевременность поступления финансовых ресурсов в распоряжение субъектов хозяйствования.
Контролю подлежат:
- выручка от реализации товаров и услуг,
- затраты на производство и реализацию продукции,
- оплата труда,
- цены и тарифы,
- прибыль, ее использование.
Важными направлениями финансового контроля являются проверка соблюдения законодательства и нормативных актов, формирование и исполнение бюджетов, своевременность и полнота выполнения налоговых обязательств перед бюджетной системой и целевое использование бюджетных средств.
Объектом финансового контроля выступает также финансовая документация, ее соответствие установленным нормам;
Субъектами — органы государственной власти, внутрифирменные контрольные органы и независимые аудиторские организации.
Органы государственной власти контролируют бюджетные средства и финансово-хозяйственную деятельность государственных предприятий, начиная с обсуждения и принятия бюджета, затем в процессе его исполнения и заканчивая рассмотрением и утверждением отчетов об исполнении бюджета.
Финансовый контроль осуществляется законодательными (представительными) органами, органами исполнительной власти и местного самоуправления, Министерством финансов РФ, Федеральным казначейством, финансовыми органами субъектов РФ и муниципальных образований, главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств, Федеральной таможенной службой (ФТС России).
Соблюдение законодательства о налогах, правильность их исчисления, полноту и своевременность внесения в соответствующие бюджеты отслеживает налоговая служба. Исполнение федерального бюджета подлежит контролю со стороны Счетной палаты РФ. В случае обнаружения нарушений бюджетного законодательства виновные несут ответственность в соответствии с БК РФ и федеральными законами.
Внутрифирменным контролем занимаются финансовые подразделения предприятий, ревизионные комиссии, внутренние аудиторские службы предприятий в целях определения правильности образования и использования финансовых и других ресурсов.
Внешний аудиторский контроль осуществляется независимыми аудиторскими фирмами. Аудит может проводиться по заказу нуждающихся в нем клиентов за вознаграждение на договорной основе, а также по настоянию заинтересованных организаций-контрагентов, судебных органов и органов государственной власти. Субъекты хозяйствования могут быть заинтересованы в аудите в целях объективного независимого анализа хозяйственно-финансовой деятельности и разработки рекомендаций по финансовой стратегии и повышению эффективности своей деятельности. Коммерческие банки и инвестиционные компании могут привлечь аудиторские фирмы для экспертизы финансового состояния интересующего их предприятия.
При аудиторском контроле осуществляется проверка правильности бухгалтерского учета, финансовой отчетности, активов, статистического учета, достоверности выполнения процедур.
К финансовому контролю предприятий вправе прибегать также банки и страховые организации при выдаче кредитов и заключении страховых договоров в целях выявления их платежеспособности и финансовой устойчивости.
Основные формы финансового контроля — это проверки, проводимые, как правило, по отдельным направлениям деятельности и ревизии, целью которых является обычно комплексная проверка финансово-хозяйственной деятельности.
Несмотря на объективное содержание и единство функций финансов, их роль в жизнедеятельности субъектов различна. Многое зависит от традиций, обычаев, природно- исторических и специфических особенностей потребления и производства в стране.
2. Финансовая система страны, ее сферы и звенья
Распределение и перераспределение созданного совокупного общественного продукта оказывают влияние на создание централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, т.е. формирование финансовой системы страны.
Финансовая система страны — это форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.
В целом финансовая система страны состоит из двух крупных подсистем: централизованных и децентрализованных финансов, которые в свою очередь делятся на более мелкие подсистемы в зависимости от конкретных форм и методов формирования доходов.
Централизованные финансы представляют собой финансы государства и используются для регулирования всей национальной экономики. С их помощью денежные средства организаций и граждан аккумулируются в государственный бюджет и во внебюджетные фонды государства.
В настоящее время государственные и муниципальные финансы РФ включают в себя:
- финансы федерального правительства,
- финансы региональных органов власти
- и местные (муниципальные финансы).
Ввиду того, что Россия относится к федеративным государствам, то в зависимости от уровня управления бюджеты органов власти подразделяются на:
- бюджет федерального правительства,
- бюджеты регионов,
- местные (муниципальные) бюджеты.
Внебюджетные фонды государства имеют, как правило, целевое назначение.
На федеральном уровне существуют социальные внебюджетные фонды:
- Пенсионный фонд РФ,
- Фонд социального страхования РФ,
- Фонд обязательного медицинского страхования РФ.
Данные фонды аккумулируют средства для реализации важнейших социальных гарантий — государственного пенсионного, социального и обязательного медицинского страхования.
Государственный и муниципальный кредиты представляют собой денежные отношения между государством, муниципалитетами, с одной стороны, и иностранными государствами, физическими и юридическими лицами, с другой стороны, по вопросу предоставления кредита, гарантии, получения займа.
Государственный и муниципальный кредиты отвечают задачам функционирования и использования средств бюджета и выступают как:
1) способ финансирования дефицита бюджета;
2) средство покрытия временной недостаточности финансовых ресурсов для исполнения бюджета.
Децентрализованные финансы — это фонды денежных средств хозяйствующих субъектов и домохозяйств, используемые с целью производства и реализации товаров и услуг, а также воспроизводства капитала и рабочей силы. Именно они составляют основу финансовой системы любого государства, создают первичные доходы хозяйствующих субъектов, а также доходы граждан. На состав и организацию финансов предприятий существенное влияние оказывают их организационно-правовая форма и отраслевые особенности.
Финансы коммерческих организаций и предприятий представляют собой экономические отношения, возникающие в процессе формирования производственных фондов, производства и реализации продукции, образования собственных финансовых ресурсов, привлечения внешних источников финансирования, их распределения и использования.
Финансовыми посредниками называют всю совокупность кредитных учреждений, действующих в экономике. Суть их посредничества состоит в аккумулировании денежных средств частных лиц с целью их дальнейшего эффективного инвестирования. К финансовым посредникам относятся, например, коммерческие и сберегательные банки, кредитные союзы, пенсионные фонды и страховые компании. Объемы финансовых операций, осуществляемые финансовыми посредниками, в последние десятилетия возрастают, что обусловливает выделение финансовых посредников в качестве одного из звеньев финансовой системы России.
Финансы некоммерческих организаций имеют ряд особенностей, связанных с правовым статусом организации, имущественными правами, с целью ее деятельности, порядком распределения доходов. Большинство некоммерческих организаций создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных и иных целей.
Финансы домохозяйств — характерное явление для стран с рыночной экономикой. Будучи центральным звеном децентрализованных финансов, они представляют собой систему образования и использования денежных ресурсов индивидов. Появление финансов домохозяйств вызвано разнообразием форм собственности при господстве частной и действием товарно-денежных отношений.
С помощью финансов домохозяйств решаются следующие задачи:
- обеспечение денежными ресурсами механизма реализации индивидуальных потребностей людей;
- обеспечение денежными ресурсами условий для создания материальных благ и новой стоимости. Выполнение этой задачи делает финансы граждан базой финансов юридических лиц.
Вышеперечисленные звенья образуют внутреннюю структуру финансовой системы РФ. На их основе формируются внешние, международные финансы, субъектами которых могут выступать физические и юридические лица, организации отдельных государств, транснациональные и международные корпорации, международные и межгосударственные организации (блоки, союзы).