Международное движение финансовых и трудовых ресурсов

Вывоз капитала происходит, когда он может быть помещен в другом государстве с большей нормой прибыли, чем в своей стране. Причины вывоза капитала:

1) перенакопление капитала в регионе, откуда он вывозится;

2) несовпадение спроса на капитал и его предложения в различных звеньях всемирного хозяйства;

3) наличие в государствах, куда экспортируется капитал, более дешевого сырья и рабочей силы;

4) интернационализация производства.

В каждой развитой стране одновременно образуется как излишек капитала для его вывоза за границу (в одних отраслях хозяйства), так и потребность в привлечении дополнительных денежных средств извне (в других отраслях). Поэтому большинство государств в одно и то же время и экспортирует, и импортирует капитал.

Капитал вывозят корпорации, отдельные предприниматели, владельцы значительных денежных сумм и государство, нередко преследующее наряду с экономическими и политические (в том числе и военно-стратегические) цели. Различают следующие формы экспорта капитала: предпринимательский и ссудный капитал.

Предпринимательский капитал. Оннаправлен на создание на территории других стран предприятий, затраты на которые несут иностранные собственники и предполагает прямые и портфельные инвестиции, создание совместных предприятий и транснациональных корпораций.

Прямые инвестиции обеспечивают полный контроль над объектами зарубежных капиталовложений. Создаваемые или приобретаемые предприятия становятся филиалами расположенной в другой стране "материнской" фирмы.

Портфельные инвестиции - приобретение акций иностранных предприятий в размерах, не обеспечивающих права собственности или контроля над ними. На такие капиталовложения идут, когда стремятся разместить свои средства в разных отраслях хозяйства или когда законодательство принимающей страны препятствует прямым инвестициям;

Совместные предприятия - участие своими финансовыми ресурсами, технологией, управленческим опытом, торговыми марками, рекламой и предоставлением услуг при реализации продукции. Взамен он получает причитающуюся на его долю прибыль, которую вывозит из страны или использует для инвестиций на месте. При этом контрольный пакет акций остается за национальным государством или местными частными фирмами.

Иностранные собственники получают наиболее прочные гарантии сохранности и прибыльности их капиталовложений. В свою очередь, государственная власть принимающей страны может более эффективно и рационально использовать внешние источники средств и технологии в общенациональных интересах.

Транснациональные корпорации (ТНК) осуществляют предпринимательскую деятельность на территории более чем одного государства. Сейчас они заняли ведущие позиции во всем мировом хозяйстве. В мире насчитывается свыше 20 тыс. ТНК. Из них примерно две тысячи наиболее крупных сосредоточили основную сумму всех прямых инвестиций во всемирном хозяйстве и получают большую долю всей прибыли от иностранной предпринимательской деятельности.

Ссудный капитал - основа современной системы международного кредита. Он содействует росту товарного обмена между странами, облегчает денежные расчеты между ними, дает возможность привлекать внешние финансовые источники для экономического развития, решения текущих социальных проблем.

В зависимости от сроков предоставления, международный кредит подразделяется на долгосрочный (около 10 лет), среднесрочный (2-3 года) и краткосрочный (3-6 месяцев и максимально - до года). По источникам предоставления, средств международные ссуды выступают в формах банковских займов и коммерческого кредита. В качестве кредиторов выступают частные фирмы или банки, государственные органы и международные финансовые учреждения.

Таким образом, государство может ускорить свое хозяйственное развитие. На средства иностранного займа строятся новые предприятия, продукция которых пользуется спросом не только внутри данной страны, но и на мировом рынке. Деньги в иностранной валюте, получаемые от экспорта таких товаров, позволяют в обусловленные сроки рассчитаться по займу и часть прибыли предприятий использовать для других внутренних целей. В результате обеспечивается взаимная выгода кредитора и должника.

Одной из закономерностей развития мировой экономики является рост международной миграции рабочей силы.

Международная миграция рабочей силы представляет собой процесс перемещения трудовых ресурсов из одной страны в другую с целью трудоустройства на более выгодных условиях, чем в стране происхождения. Она включает: эмиграцию - выезд из страны на постоянное место жительства, иммиграцию - въезд в страну на постоянное место жительства, репатриацию - возвращение в страну происхождения ранее выехавших из нее граждан.

Международные мигранты подразделяются на пять основных категорий:

- иммигранты и неиммигранты, легально допущенные в страну;

- работники-мигранты по контракту;

- нелегальные иммигранты;

- лица, просящие убежища;

- беженцы.

Причины миграции - различия между странами в уровне безработицы, уровне оплаты труда, уровне обеспеченности народного хозяйства трудовыми ресурсами определенных профессионально-квалификационных групп.

Приезд работников-мигрантов в страну позволяет экономить на затратах по их обучению и подготовке (если речь идет о квалифицированных работниках); снизить издержки производства (мигранты, как правило, соглашаются на более низкую оплату труда, на меньшие социальные гарантии, чем местные работники); обеспечить потребность в рабочей силе на непривлекательных работах, в неблагоприятных условиях труда (на что нередко не соглашаются местные рабочие), на работах, требующих специальной подготовки и не обеспеченных кадрами местных специалистов; увеличивать за счет труда иностранцев финансирование социальных и других программ правительства.

С другой стороны, для стран-экспортеров рабочей силы миграция работников дает: поступление денежных переводов в иностранной валюте; снижение уровня безработицы; обучение национальных кадров иностранному опыту работы, что используется при их возвращении назад на родину.

Основными центрами миграции в настоящее время являются США, Западная Европа, Австралия, страны Ближнего Востока - экспортеры нефти и др. Как правило, правительства стран-импортеров рабочей силы ограничивают и регулируют миграцию. Главными странами-донорами в сфере международной миграции являются развивающиеся страны Азии, Латинской Америки и Африки, а также бывшие социалистические страны.

Процесс международной миграции рабочей силы и населения регулируется национальным законодательством различных стран и международными правовыми актами. В законодательстве находят отражение две тенденции: одна - к открытой экономике и, соответственно, к свободному перемещению трудовых ресурсов и населения; другая - к протекционизму и ограничениям в области международной миграции. Регулирование миграционных потоков в России осуществляет Федеральная миграционная служба.

В целом миграционная политика - это комплекс законодательных, организационных и иных мер, направленных на регулирование въезда в страну и выезда из нее, предоставление и лишение гражданства или иного статуса проживания в стране, использование в ней иностранной рабочей силы, создание системы социальной зашиты работников-мигрантов в период их работы за рубежом, регламентирование потоков беженцев и их социальную защиту.

Процессы миграции оказывают многогранное влияние на экономику, социальную сферу и внутриполитическое положение как принимающих стран, так и стран-доноров. Баланс позитивных и негативных последствий для стран - участниц данного процесса обусловливается конкретными внутренними условиями каждой страны, ее положением в мировой экономике и международных отношениях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: