Содержание публичных финансов

Публичные (общественные), то есть государственные и муниципальные, финансы составляют одну из двух отраслей общей системы финансов, её централизованную часть. Сущность и функции публичных финансов мало отличаются от сущности и функций финансов в целом, но имеют свою специфику. Финансы исторически возникли и функционировали до господства экономики, основанной на капитале, в форме публичных финансов – государственных и местных доходов и расходов. Частнохозяйственные же финансы, как самостоятельная отрасль финансов, формировались лишь по мере становления, укрепления и всеобщего распространения капиталистических форм и методов хозяйствования, а в своем более или менее развитом виде существуют только немногим более ста лет. По этой причине изучение финансов по их отраслям целесообразно начать именно с публичных финансов.

В основе публичных финансов лежат денежные отношения, возникающие в процессе организации государством денежной системы страны и воспроизводства общественных благ (услуг), составляющего централизованную часть процесса общественного воспроизводства. Публичные финансы опосредуют (обслуживают) ту часть воспроизводственных экономических отношений, которая связана с организацией государством денежного обращения (оборота первичных финансовых ресурсов в экономике) и с движением финансовых ресурсов органов публичной власти, когда государство (муниципальные образования) выступает в качестве макроэкономического хозяйствующего субъекта, производящего, распределяющего и предоставляющего общественные блага (услуги).

На государство возлагается обязанность организации на должном уровне оборота первичных финансовых ресурсов – денежной системы в целом и денежного обращения в частности. Под организацией здесь понимается деятельность органов государственного управления по планированию, регулированию и контролю за денежной массой (предложением первичных финансовых ресурсов) в экономике путем организации денежного оборота, определения масштаба цен, видов денег и денежных знаков, порядка эмиссий денег, методов регулирования денежного обращения, планирования денежной массы (денежных агрегатов), регулирования внутреннего денежного оборота и кредитно-валютного регулирования, денежного и валютного контроля. Названная финансовая деятельность государства обеспечивает создание общих условий для функционирования всей системы финансов и всего воспроизводственного процесса в целом. Выполнение деньгами своих функций вызывает их движение. Движение первичных финансовых ресурсов в частноправовой и публично-правовой формах порождает финансовые ресурсы.

Публичные (государственные и муниципальные) финансовые ресурсы – денежные средства, совершающие свое движение в публично-правовой форме. По-другому, это денежные средства, аккумулируемые органами публичной (государственной и муниципальной) власти в виде налоговых и неналоговых доходов и поступлений и используемые для целей производства общественных благ (услуг) при выполнении властными структурами своих функциональных обязанностей в рамках установленных нормами публичного финансового права полномочий. Публичные финансовые ресурсы составляют централизованную часть финансовых ресурсов экономики и социальной сферы.

Источниками публичных финансовых ресурсов выступают: часть валового внутреннего продукта, на которую претендует государство как производитель общественных благ; часть национального богатства страны, которую государство, при необходимости, может продать (запасы золота, государственное имущество и т.п.), доходы от приватизации государственного и муниципального имущества; часть прибыли и других доходов, принадлежащих государству как собственнику, осуществляющему деятельность в качестве обычного рыночного субъекта; средства иностранных государств, международных финансовых и кредитных организаций, юридических и физических лиц, которые органы публичной власти могут привлечь в виде кредитов, займов, безвозмездных и безвозвратных перечислений.

По характеру источников формирования публичных финансовых ресурсов следует выделять собственные, привлеченные и заемные ресурсы.

Собственными финансовыми ресурсами являются:

- налоговые поступления, зачисляемые в доходы бюджетов органов публичной власти всех уровней в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством;

- неналоговые поступления, зачисляемые в доходы бюджетов органов публичной власти всех уровней в соответствии с бюджетным законодательством;

- налоговые и неналоговые поступления, зачисляемые в доходы бюджетов государственных внебюджетных фондов;

- доходы, выступающие источниками формирования государственных финансовых резервов в соответствии с бюджетным и иным законодательством, не учитываемые в доходах бюджетов органов публичной власти и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Привлеченными публичными финансовыми ресурсами являются средства, получаемые бюджетами в виде безвозмездных и безвозвратных перечислений: межбюджетных трансфертов из бюджетов других уровней в форме дотаций и субсидий, субвенций из фондов компенсаций и из местных бюджетов бюджетам других уровней, безвозмездных и безвозвратных перечислений от юридических и физических лиц, от правительств иностранных государств и международных организаций и др. Согласно Бюджетному кодексу РФ, эти средства (за исключением субвенций из Федерального и региональных фондов компенсаций) относятся к собственным доходам соответствующих бюджетов, что, по крайней мере, спорно. Права органа публичной власти, получившего безвозмездные (безвозвратные) средства, как правило, ограничены определенными условиями. Их высокая доля в общих доходах усиливает финансовую зависимость нижестоящих бюджетов от вышестоящих. Поэтому такие финансовые ресурсы более правильно считать приравненными к собственным или привлеченными финансовыми ресурсами.

В качестве заемных финансовых ресурсов выступают: государственные и муниципальные займы (внешние и внутренние); кредиты, получаемые от иностранных государств, международных финансовых организаций и кредитных организаций; бюджетные кредиты, получаемые бюджетами одних уровней от бюджетов других уровней. Заемные средства, фактически оформленные в виде кредитных соглашений (договоров) и размещенных займов, образуют долговые обязательства органов публичной власти. Кроме названных выше заемных средств, к долговым обязательствам Бюджетный кодекс РФ относит договора о предоставлении органами государственной власти гарантий и соглашения о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет.

По уровням публичной власти следует выделять государственные и муниципальные, федеральные, региональные и местные финансовые ресурсы. Они различаются по своему составу и структуре. Основная масса публичных финансовых ресурсов в современной России концентрируется на федеральном уровне. В структуре федеральных ресурсов преобладают налоговые доходы; на федеральном уровне формируется подавляющая часть государственных финансовых резервов. В структуре местных финансовых ресурсов чаще всего преобладают безвозмездные и безвозвратные перечисления.

Использование публичных финансовых ресурсов осуществляется различными органами власти на цели производства и предоставления общественных благ в рамках расходных полномочий публично-правовых образований (прав, обязательств, вопросов ведения), установленных бюджетным законодательством. Конкретный перечень и группировка расходов бюджетов по их функциональной сущности и ведомственной принадлежности установлены законом о бюджетной классификации.

В процессе движения публичных финансовых ресурсов образуются и используются государственные и муниципальные денежные доходы. Формирование и использование публичных доходов составляет результат, мотив и цель движения публичных финансовых ресурсов. Эти процессы сопровождают все стадии воспроизводства общественных благ (услуг), обеспечивая доходными источниками всех его участников и достижение конечной цели – потребление общественных благ в заданных параметрах по объему и качеству, путем расходования доходов. Постоянный кругооборот публичных доходов и расходов обеспечивает непрерывность процесса воспроизводства общественных благ (услуг).

Образование и использование публичных доходов осуществляется в результате приведения в действие производных от денежного агрегата М1 финансовых механизмов и инструментов. К последним относятся как общий, так и специальный финансовый инструментарий. К общефинансовым инструментам и механизмам относятся: цены и ценообразование, кредит, его элементы и способы заимствования (кредитования), виды расходов, ценные бумаги и другие инструменты финансового рынка, формы и методы оплаты труда и т.д. Этот инструментарий используется государством в случаях, когда оно выступает как обычный рыночный субъект хозяйствования с учетом специфики (характер собственности и управления, социальная направленность отдельных видов деятельности и общественных благ и т.д.). К специальным финансовым инструментам и механизмам публичных финансов относятся: налоги и элементы налогообложения, формы и методы бюджетного финансирования, межбюджетные трансферты, государственные (муниципальные) долговые обязательства и методы управления ими, бюджетный дефицит и способы его покрытия, государственное пенсионное и социальное обеспечение и страхование, социальные стандарты и нормы (нормативы), формы, виды и методы государственного финансового контроля и др.

Таким образом, публичные финансы опосредуют все совокупность денежных отношений, возникающих в процессе организации оборота первичных финансовых ресурсов, движения финансовых ресурсов в публично-правовой форме, образования и использования на этой основе публичных доходов в результате приведения в действие общих и специальных финансовых инструментов и механизмов.

Публичные финансы выполняют три функции:

1) образование публичных доходов;

2) использование публичных доходов;

3) контрольную функцию.

При выполнении публичными финансами своей первой функции образуются налоговые и неналоговые доходы бюджетов органов публичной власти (в России – доходы федерального, региональных, местных бюджетов), бюджетов государственных (федеральных и региональных) внебюджетных фондов и государственные финансовые резервы (отложенные в запас публичные доходы). Привлечение органами публичной власти заемных средств как правило осуществляется при недостатке собственных доходов, то есть для их временного замещения на условиях возвратности и платности. Особенностью формирования публичных доходов является то, что основная их масса аккумулируется в принудительной налоговой форме, поскольку общественные блага, производимые государством, также предоставляются преимущественно в принудительном порядке.

Публичные доходы формируются на всех стадиях воспроизводства валового внутреннего продукта (ВВП), но проявляются в своих конкретных формах и видах на стадии распределения первичного и вторичного распределения. В результате, публичные доходы принимают форму первичных и вторичных доходов. Такой вывод вытекает из современной теории факторов производства стоимости (ценности) общественного продукта (ВВП или чистого продукта) и его распределения по доходам в соответствии с показателями Системы национальных счетов (СНС)[21].

Полная, развернутая структура созданного, реализованного и распределенного на первичные доходы чистого продукта общества по факторам производства может быть предоставлена следующим образом: 1) земля (природный фактор) – рента; 2) труд (личный фактор) – фиксированная заработная плата; 3) капитал (вещественный фактор) – прибыль или процент на капитал; 4) предпринимательская способность (личный фактор) – предпринимательский доход; 5) государственное регулирование экономики (макроэкономический, воспроизводственный фактор) – косвенные налоги, неналоговые доходы органов публичной власти. В современном обществе роль государства при выполнении своих функций становится настолько существенной, что без него процесс общественного воспроизводства уже не в состоянии нормально функционировать. Государство превратилось в общественную производительную силу. Оно вовлекается в макроэкономическую функцию поддержания экономической стабильности, сглаживания деловых циклов, сдерживания роста безработицы и инфляции, регулирования темпов экономического роста. Наконец, государство выступает монопольным производителем общественных благ (услуг). Для постоянного воспроизводства последних государство получает и реализует свое экономическое право, во-первых, на первичное распределение (долю) созданного чистого внутреннего продукта страны в форме косвенных налогов, включаемых в цены товаров, и доходов, получаемых им как обычным субъектом рыночной экономики (прибыль, дивиденды, проценты, доходы от продажи имущества и т.д.), а во-вторых, на вторичное распределение (перераспределение) первичных доходов собственников других факторов производства (ренты, оплаты труда, прибыли, других доходов) преимущественно в виде прямых подоходных налогов.

Таким образом, выполняя свои функции, государство выступает собственником особого фактора производства, участвуя в создании и распределении чистого внутреннего продукта страны и претендуя на свою справедливую долю последнего. Эта доля государства состоит из двух частей:

1) первичные доходы в форме косвенных налогов на производство и импорт (налогов на продукты и импорт, других налогов на производство) и неналоговых доходов от предпринимательской деятельности в процессе первичного распределения чистого внутреннего продукта;

2) вторичных доходов в форме прямых (подоходных) налогов и неналоговых доходов, формирующихся в процессе перераспределения первичных доходов субъектов рыночной экономики.

При выполнении публичными финансами второй функции происходит использование публичных доходов путем их расходования на цели производства, распределения и предоставления общественных благ (услуг). Направление использования публичных доходов по их функциональной классификации и классификации сектора государственного управления образуют систему публичных расходов. Функционально (с учетом функций, возложенных на органы публичной власти) выделяют по разделам бюджетной классификации: общегосударственные расходы, расходы на национальную оборону, расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность, расходы на национальную экономику, расходы на жилищно-коммунальное хозяйство, расходы на образование, расходы на здравоохранение, физическую культуру и спорт, расходы на социальную политику, межбюджетные трансферты. Классификация расходов по операциям сектора государственного управления предполагает их деление на расходы по оплате труда (с начислениями), оплате работ и услуг, обслуживанию государственного (муниципального) долга, безвозмездным перечислениям бюджетам, социальному обеспечению, операциям с активами, а также расходы, связанные с увеличением стоимости основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов, материальных запасов, ценных бумаг и других финансовых активов.

В процессе организации движения первичных финансовых ресурсов, образования и использования публичных доходов возникает необходимость осуществления государственного (муниципального) финансового контроля, возможность которого обусловлена третьей – контрольной функцией публичных финансов. Выделяется внешний и внутренний, последующий, текущий и предварительный государственный (муниципальный) финансовый контроль, общефинансовый, антимонопольный, денежно-валютный, бюджетный, налоговый, внебюджетный, кредитный и другие виды финансового контроля органов публичной власти. Наиболее распространенные методы государственного (муниципального) финансового контроля – это проверки и ревизии, аудит и мониторинг.

Совокупность уровней и звеньев (относительно самостоятельных групп публичных финансовых отношений) составляет систему публичных финансов. Система публичных финансов строиться по двум признакам: экономическому и публично-правовому (по уровням публичной власти).

По экономическому содержанию система публичных финансов включает в себя следующие звенья (элементы):

1) бюджет (систему бюджетов);

2) систему государственных внебюджетных фондов;

3) государственный (муниципальный) кредит;

4) государственные финансовые резервы и резервные фонды.

Состав и структура системы публичных финансов непосредственно зависит от государственного (публично-правового) устройства страны. В Российской Федерации система публичных финансов с учетом названного признака включает в себя следующие уровни:

1) государственные (федеральные и региональные) финансы;

2) муниципальные (местные) финансы (финансы муниципальных районов, городских округов, внутригородских муниципальных образований Москвы и Санкт-Петербурга, городских и сельских поселений).

Государственные и местные финансы отличаются не только масштабом, уровнем управления и степенью централизации финансовых ресурсов (доходов), но и составом образующих их систему звеньев. Схематично содержание системы публичных финансов по уровням власти и экономической группировки её звеньев представлено на рис. 2.1.

Рис. 2.1. Состав системы российских публичных финансов

Урезанный состав звеньев муниципальных (местных) финансов, по сравнению с государственными финансами, обусловлен более ограниченными финансовыми правами органов местного самоуправления, поскольку согласно Конституции РФ последние не являются органами государственной власти.

Субъекты управления государственными и муниципальными финансами рассмотрены в соответствующих параграфах работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: