Временные представления

Временные отношения (до - после, сначала - потом, быстрее – медленнее, вчера, сего­дня, завтра).

Части суток, последовательность суток.

Дни недели и их последовательность. Месяцы, сезоны (времена года).

Наряду с традиционной математической подготовкой необходима достаточно ши­рокая логическая и функциональная пропедевтика, знакомство с алгоритмами, моде­лями, элемен­тами комбинаторики. Все это позволяет реализовать параллельное развитие элементарных математических представлений и соответствующих им логических структур мышления, ус­тановить тесную взаимосвязь между ними.

Что касается собственно математической подготовки, то она должна строиться на ос­нове самой широкой ориентировки ребенка в качественной стороне действительности (цвет, форма, ве­личина предметов, их пространственное расположение и т.д.), которая позволяет глубже ос­мыслить и познать количественные отношения.

Интеллектуальное развитие дошкольников должно быть направлено на формирование мыслительных умений и раз­вития логических операций, которые лежат в основе освоения математических представле­ний и элементарных математических способов рассуждения. Содержание подготовки опре­деляется: спецификой и своеобразием математических понятий; воз­растными познавательными возможностями детей на разных этапах дошкольного детства; требованиями математики начальной школы.

Содержанием основных математических понятий являются такие свойства предметного мира, как: количество, величина, форма. Математический анализ действительности требует выявления и отвлечения этих свойств, сравнения, обобщения и классификации по ним раз­нообразных объектов. Однако оперирование собственно математическими свойствами для ребенка зна­чительно труднее, чем, например, цветом, «предметностью» и другими призна­ками. Поэтому одной из задач предлогической подготовки детей к усвоению азов математики яв­ля­ется формирование умений выделять разнообразными свойствами предметов (цвет, форму, величину и др.); анализировать свойства пред­метов (выявлять в них разнообразные свой­ства), абстрагировать отношения эквивалентности (классификация) и отношения порядка (сериа­ция) в множествах предметов. Для собственно математического мышления характерно умение оперировать не свойствами пред­метов реальной действительности, а по­нятиями, их свойствами и отношениями. А это в свою очередь, требует и более высокого логиче­ского уровня мышления и элементарных математических способов рассуждения. Элементарные математические способы рассуждения, доступные нашему дошкольнику, строятся с помощью логических операций «не», «и», «или», «если…, то…». Необходимо нау­чить детей пользоваться ими в построении умозаключений, сформировать у них зачатки представлений о соотношении объема и содержания понятий.

При этом целесообразно использовать набор ло­гиче­ских блоков Дьенеша или его плоский вариант - набор логических фигур. Этот материал дает возможность наглядно моделировать логиче­ские операции.

Предлогическая пропедевтика обеспечивает понимание ребенком сохранения количе­ства, массы, объема; развивает способность к децентрации; обеспечивает становление обра­тимости операций; совершенствует аналитико-синтетическую деятельность (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование) в целом; формирует первооснову алгоритмической культуры мышления.

Одним из принципов, положенных в основу отбора математического материала для дошкольников явля­ется прагматизм. Он выражается в разнообразии практиче­ских ориентировок и их последовательном расширении и совершенствовании от одной воз­растной группы к другой.

Овладение дошкольником содержанием математического образования предполагает решение разнообразных задач: развитие у ре­бенка интеллектуальной активности, потребности узнавать новое; поощрение стремления детей связно излагать свои мысли, высказывать суждения, умозаключения, аргументиро­вать их; освоение пропедевтических (сравнение, сопоставление, комплектование, уравнива­ние) и основных видов деятельности (счет, измерение, вычисление); поощрение детской иг­ровой и практической деятельности, состоящей в выборе игры и занятий по интересам, уме­ний отобрать для себя доступные задания; создание условий для развития у детей оценоч­ного отношения к результатам интеллектуальной деятельности, уверенности в собственных возможностях, осознания своего продвижения в овладении более сложными способами дей­ствий, задачами, играми; развитие положительных взаимоотношений с другими (совместное решение интеллектуальных, познавательно-игровых задач, чувствительность к успехам и не­успехам других, осознание личностной и социальной значимости интеллектуальной деятель­ности).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: