Временные отношения (до - после, сначала - потом, быстрее – медленнее, вчера, сегодня, завтра).
Части суток, последовательность суток.
Дни недели и их последовательность. Месяцы, сезоны (времена года).
Наряду с традиционной математической подготовкой необходима достаточно широкая логическая и функциональная пропедевтика, знакомство с алгоритмами, моделями, элементами комбинаторики. Все это позволяет реализовать параллельное развитие элементарных математических представлений и соответствующих им логических структур мышления, установить тесную взаимосвязь между ними.
Что касается собственно математической подготовки, то она должна строиться на основе самой широкой ориентировки ребенка в качественной стороне действительности (цвет, форма, величина предметов, их пространственное расположение и т.д.), которая позволяет глубже осмыслить и познать количественные отношения.
Интеллектуальное развитие дошкольников должно быть направлено на формирование мыслительных умений и развития логических операций, которые лежат в основе освоения математических представлений и элементарных математических способов рассуждения. Содержание подготовки определяется: спецификой и своеобразием математических понятий; возрастными познавательными возможностями детей на разных этапах дошкольного детства; требованиями математики начальной школы.
|
|
Содержанием основных математических понятий являются такие свойства предметного мира, как: количество, величина, форма. Математический анализ действительности требует выявления и отвлечения этих свойств, сравнения, обобщения и классификации по ним разнообразных объектов. Однако оперирование собственно математическими свойствами для ребенка значительно труднее, чем, например, цветом, «предметностью» и другими признаками. Поэтому одной из задач предлогической подготовки детей к усвоению азов математики является формирование умений выделять разнообразными свойствами предметов (цвет, форму, величину и др.); анализировать свойства предметов (выявлять в них разнообразные свойства), абстрагировать отношения эквивалентности (классификация) и отношения порядка (сериация) в множествах предметов. Для собственно математического мышления характерно умение оперировать не свойствами предметов реальной действительности, а понятиями, их свойствами и отношениями. А это в свою очередь, требует и более высокого логического уровня мышления и элементарных математических способов рассуждения. Элементарные математические способы рассуждения, доступные нашему дошкольнику, строятся с помощью логических операций «не», «и», «или», «если…, то…». Необходимо научить детей пользоваться ими в построении умозаключений, сформировать у них зачатки представлений о соотношении объема и содержания понятий.
|
|
При этом целесообразно использовать набор логических блоков Дьенеша или его плоский вариант - набор логических фигур. Этот материал дает возможность наглядно моделировать логические операции.
Предлогическая пропедевтика обеспечивает понимание ребенком сохранения количества, массы, объема; развивает способность к децентрации; обеспечивает становление обратимости операций; совершенствует аналитико-синтетическую деятельность (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование) в целом; формирует первооснову алгоритмической культуры мышления.
Одним из принципов, положенных в основу отбора математического материала для дошкольников является прагматизм. Он выражается в разнообразии практических ориентировок и их последовательном расширении и совершенствовании от одной возрастной группы к другой.
Овладение дошкольником содержанием математического образования предполагает решение разнообразных задач: развитие у ребенка интеллектуальной активности, потребности узнавать новое; поощрение стремления детей связно излагать свои мысли, высказывать суждения, умозаключения, аргументировать их; освоение пропедевтических (сравнение, сопоставление, комплектование, уравнивание) и основных видов деятельности (счет, измерение, вычисление); поощрение детской игровой и практической деятельности, состоящей в выборе игры и занятий по интересам, умений отобрать для себя доступные задания; создание условий для развития у детей оценочного отношения к результатам интеллектуальной деятельности, уверенности в собственных возможностях, осознания своего продвижения в овладении более сложными способами действий, задачами, играми; развитие положительных взаимоотношений с другими (совместное решение интеллектуальных, познавательно-игровых задач, чувствительность к успехам и неуспехам других, осознание личностной и социальной значимости интеллектуальной деятельности).