ИТР Тема5. Діяльність організацій з надання послуг
С развитием рыночных отношений возрастает роль услуг, оказываемых субъектам товарного рынка. Услуги – это мероприятия или выгоды, предлагаемые любому физическому или юридическому лицу, но не приводящие к непосредственному физическому совладению чем-либо. Каждая услуга представляет собой объект купли-продажи в виде действия, результатом которого является тот или иной потребительский полезный эффект.
Виды услуг весьма разнообразны, и их перечень постоянно пополняется новыми.
Услуги существенно влияют на формирование и развитие коммерческо-хозяйственной деятельности, взаимоотношения субъектов товарного рынка, рационализацию товаропродвижения, ресурсосбережение, товарную политику, ценообразование и т.д.
Практически все субъекты товарного рынка оказывают потребителям и друг другу какие-либо услуги, что является дополнением к основным функциям их деятельности.
В составе инфраструктуры товарного рынка определились и активно функционируют специализированные организации, основная задача которых связана с оказанием соответствующих услуг субъектам этого рынка, или же услуги наряду с основной деятельностью носят доминирующий характер.
Прокатные организации
В коммерческо-хозяйственной практике предприятиям, организациям или населению в быту требуется получить во временное пользование (напрокат) машины, оборудование, приборы и другие технические средства, предметы бытового применения с последующим возвращением их владельцам.
Данную услугу оказывают специализированные прокатные отделения и пункты как самостоятельные независимые организации или функционирующие в составе предприятий оптовой торговли, товарных бирж, информационно-коммерческих центров и др.
Основной целью прокатной организации является обеспечение субъектов товарного рынка необходимыми им предметами проката на срок до одного года.
К предметам проката относят:
а). Технические средства (машины, оборудование, приборы, механизмы, не требующие сложных монтажных и демонтажных работ;
б). Предметы быта (автомобили, мотоциклы, велосипеды, моторные лодки, холодильники, телевизоры, видеокамеры, видеомагнитофоны, аудио магнитофоны, швейные машины, столовая посуда, компьютеры и др).
Основные задачи прокатной организации:
· Обеспечение субъектов товарного рынка необходимыми им предметами проката;
· Максимальное удовлетворение спроса на услуги проката;
· Увеличение объема и расширение ассортимента услуг проката;
· Улучшение качества обслуживания субъектов товарного рынка.
Система проката на товарном рынке предусматривает два вида проката:
1. Прямой
2. Посреднический
Прямой прокат предполагает функционирование организаций, формирующий свой прокатный фонд, а непосредственно предметы проката находятся на балансе прокатной организации.
Прокатные организации выполняют следующие функции:
· Маркетинговые исследования в процессе формирования и реализации прокатного фонда;
· Подбор предметов проката с учетом региональных особенностей товарного рынка и характеристик потенциальных клиентов;
· Информирование субъектов рынка об имеющихся в наличии предметах проката;
· Демонстрация типовых предметов прокатного фонда на постоянной выставке при прокатной организации;
· Организация квалифицированного складского хранения предметов проката;
· Обеспечение централизованной доставки и возврата предметов проката;
· Услуги потребителям по сборке, наладке наиболее сложных технических средств;
· Консультации представителей предприятий, организаций при выборе ими технических средств, а также в процессе эксплуатации;
· Организация конференций потребителей с целью улучшения качества обслуживания.
Оплата клиентами прокатных услуг производится по соответствующим тарифам.
Посреднический прокат предусматривает, что специализированная организация выступает в роли посредника по вовлечению в народно-хозяйственный оборот предметов проката, находящихся на балансе предприятий-владельцев и временно не используемых.
К временно не используемым техническим средствам относятся исправные и не применяемые владельцем в хозяйственной деятельности более одного месяца средства, которые не требуют проведения сложных демонтажных и монтажных работ. Прокатная организация-посредник несет перед владельцем имущества ответственность за техническую исправность, комплектность и своевременность возврата предметов проката.
Доставка предметов проката от владельцев и возврат чаще всего осуществляется за счет прокатной организации ее транспортом. Расчеты за использование техническими средствами на условиях посреднического проката между владельцем и посредником, а также между посредником и клиентом-пользователем данной услугой осуществляются по установленным тарифам.