В предпринимательском мире растет значимость, популярность специализированных консультационных (от англ.- сочетающий, консультативный) фирм.
Консультационные фирмы – самостоятельные независимые коммерческие организации, оказывающие услуги на контрактно-договорной основе. В ней должны работать высоко квалифицированные специалисты в области теории и практике современного предпринимательства. Такие фирмы могут быть:
а). Универсальными (консультируют по широкому спектру организационно управленческой деятельности)
б). Специализированными (ограничиваются отдельным профилем консультационной деятельности). В зарубежной практике предоставления субъекту товарного рынка на платной основе консультаций с разработкой соответствующих рекомендаций и предоставлению реальной помощи в их реализации называется консалтингом. Отсюда, фирма оказывающая консультационные услуги носит название «консалтинговая». Аналогичное название в настоящее время приобрел ряд российских фирм.
|
|
Консультирование по вопросам управления и организации коммерческо-хозяйственной деятельностью в современных условиях повсеместно признано важной профессиональной службой, помогающей субъекту товарного рынка анализировать и решать, стоящие перед ним предпринимательские задачи, а также умело перенимать чужой опыт.
Между клиентом (субъектом товарного рынка) и консалтинговой фирмой обычно заключается коммерческое соглашение (договор, контракт), в котором перечисляются все виды консультационных услуг, оговариваются общие и специальные условия, цены, порядок оплаты. Перечень консультационных услуг в современном предпринимательстве достаточно разнообразно. Эти услуги можно классифицировать по следующим группам:
1. Общее управление (оценка управления, организационная структура и развитие, стратегическое планирование, изучение конъюнктуры рынка, определение конкурентоспособности, управление качеством, оценка бизнеса и др).
2. Деятельность администрации (анализ работы канцелярии, планирование рабочих помещений и их оснащение, размещение и перемещение отделов, управлению офисом)
3. Финансовое управление (система учета, хозяйственный оборот фирмы, оценка капительных затрат, снижение себестоимости продукции и услуг, увеличение прибыли, составление бизнес-плана и т.д).
4. Управление персоналом (поиск кадров, отбор претендентов на имеющиеся вакансии, обеспечение равных возможностей, внутренние связи и коммуникации, оценка работы, мотивации, программа поощрения, психологическая оценка, повышение квалификации работников и пр).
5. Маркетинг (исследование рынка, анализ сбыта и каналов товаропродвижения, деятельности поставщиков, посредников, продавцов и потребителей товарной продукции, конкурентов, разработка новых товаров и оценка отношения к ним потенциальных потребител5й формирование спроса и стимулирование сбыта, сервисное обслуживание, рекламные и PR-компании и т.д.).
|
|
6. производство (управление производством, схема организации работ на предприятии, использование машин, механизмов, оборудования и их техническое обслуживание, планирование и контроль за производством, повышение производительности труда, контроль качества и др).
7. Информационная технология (информационно-поисковые системы проектирование, разработка, выбор и установка систем, электронная издательская деятельность, компьютизирование системы управления и т.п.
8. Специальные услуги (консультирование юридическое, обучающее, информационное, инженерное, экологическое, по делопроизводству, созданию психологического климата в коллективе. Бухгалтерской и статистической отчетности, внешнеэкономическим связям, подбору научной информационной литературы, материалов для служебного пользования и др).
Процесс консультирования предусматривает административную, политическую, финансовую, религиозную и иную независимость сторон.
Консультанты в основном дают советы, используемые не для того, чтобы как-то осуществлять руководство деятельностью клиента, принимать за него соответствующие решения, а они отвечают лишь за качество и законность такого совета. Консультации, оказываемые клиентам, должны сопровождаться письменными (аудио, видео) докладами, в которых содержаться рекомендации, направленные на улучшение положения дел.
Услуги консультантов особо востребованы, когда субъекты рынка не располагают высокопрофессиональными специалистами, умеющими успешно решать наиболее важные проблемы организации и управления коммерческо-хозяйственной деятельностью.
Клиент в зависимости от уровня проблемы приглашает консультанта с просьбой:
а). Исправить ситуацию, которая несколько ухудшилась (задача по исправлению);
б). Значительно улучшить существующую ситуацию (задача по усовершенствованию);
в). Создать совершенно новую ситуацию (задача по созданию).
В настоящее время разработано и применяется немало подходов, методов, проектов и стилей консультирования. Такое разнообразие – позитивная особенность консалтинга, позволяющая различным клиентам, даже с необычными и завуалированными проблемами, находить консультанта. Вместе с тем этому виду услуг свойственно принципиальное и методическое единство, исходя из которого выделяют три вида консультирования:
а). Экспертное (самостоятельное проведение консультантами диагностики, разработка решений, рекомендаций по их внедрению и т.д);
б). Процессное (активное взаимодействие консультанта с клиентом, побуждение последнего к высказыванию идей и предложений, анализ ситуации, выявление недостатков, разработка предложений);
в). Обучающее (чтение лекций, проведение семинаров, разработка учебно-методического пособия, деловые игры, опросы, тесты и т.п).
Практика показывает целесообразность использования вышеназванных видов консультирования в сочетании.
Консультирование предусматривает взаимосвязь технических и человеческих аспектов проблемы:
· Техническая сторона касается характера управленческой или коммерческой проблемы, с которой сталкивается клиент, путей ее анализа и решения;
· Человеческая сторона учитывает взаимоотношения между консультантом и клиентом, реакцию последнего на возможные изменения в его коммерческо-хозяйственной деятельности;
Процесс консультирования представляет собой совместную деятельность консультанта и клиента с целью успешного решения поставленной задачи по совершенствованию организационно-управленческой деятельности.
|
|
Консалтинговые услуги состоят из нескольких фаз (этапов), способствующих систематическому и методическому решению коммерческо-хозяйственной проблемы субъекта рынка, когда стороны последовательно выполняют одну операцию зад другой, следуя соответствующей логике.
В обобщенном виде этапы процесса консультирования выглядят следующим образом:
1. Подготовка (первый контакт с клиентом, предварительная оценка проблем, планирование задания, предложения клиента относительно задания, оформления контракта (договора) на консультирование).
2. Диагностика (обнаружение фактов их анализ и синтез, детальное изучение проблемы).
3. Планирование проекта (разработка и планирование решений, оценка альтернативных вариантов, предложения клиенту).
4. Осуществление проекта (корректировка предложения, помощь в реализации проекта, обучение персонала клиента).
5. Завершение (оценка, конечный отчет, расчет по обязательствам, план на будущее, уход консультанта).
В настоящее время консультирование превратилось в престижную профессию и все больше организаций, отдельных лиц связывают свою деятельность с этим занятием. Консультанты фактически являются помощниками или активными пособниками, в услугах которых весьма заинтересованы субъекты рынка, осуществляющие самые разнообразные виды деятельности.
Развитие российских рыночных отношений вызывает необходимость повсеместного расширения консультационных услуг в предпринимательской деятельности, поскольку потребность в них постоянно растет. Если в недавнем прошлом российские предприниматели пользовались консультационными услугами действующих на территории страны иностранных фирм, то за последние годы успешно заявили о себе отечественные консультационные фирмы.