double arrow

Общая характеристика проективных методик: преимущества и недостатки

2

Проективные методики направлены на измерение свойств личности и особенностей интеллекта.

Они обладают рядом особенностей, благодаря которым существенно отличаются от стандартизованных методов, а именно:

1. особенностями стимульного материала;

2. особенностями поставленной перед респондентом задачи;

3. особенностями обработки и интерпретации результатов.

2. Отличительной особенностью стимульного материала проективных методик является его неоднозначность, неопределенность, малоструктурированность, что является необходимым условием реализации принципа проекции. В процессе взаимодействия личности со стимульным материалом происходит его структурирование, в ходе которого личность проецирует особенности своего внутреннего мира: потребности, конфликты, тревогу и т.д.

3. Относительно неструктурированная задача, которая допускает неограниченное разнообразие возможных ответов, – одна из основных особенностей проективных методик. Тестирование с помощью проективных методик – замаскированное тестирование, так как респондент не может догадаться, что именно в его ответе является предметом интерпретации экспериментатора. Проективные методики меньше подвержены фальсификации, чем опросники, построенные на сведениях об индивиде.




4. Существует проблема стандартизации проективных методик. Некоторые методики не содержат математического аппарата для объективной обработки полученных результатов, не содержат норм.

Эти методики прежде всего характеризует качественный подход к исследованию личности, а не количественный, как психометрические тесты. И поэтому еще не разработаны адекватные методы проверки их надежности и придания им валидности.

В некоторых методиках разработаны параллельные формы (Метод чернильных пятен Хольцмана (2)) как пример решения проблемы надежности. Существуют подходы и к решению проблемы валидности проективных методик.

Для более точного исследования данные, полученные с помощью проективных методик, следует соотносить с данными, полученными с помощью других методов.

3. Классификация проективных методик

Как в литературе по психометрическим тестам, так и в литературе по проективным методикам можно встретить разные классификации этих методов. Приведенная классификация наиболее полно охватывает диапазон проективных методик.

1. Методики дополнения. Стимульный материал:

¾ набор слов-стимулов. От респондента требуется назвать слова, которые "приходят на ум" в связи с услышанным словом (ассоциативный тест К.Г. Юнга).

¾ Набор неоконченных предложений или неоконченный рассказ, которые требуют завершения ("Неоконченные предложения").



¾ Вопрос, на который необходимо дать определенное количество ответов ("Кто Я?").

2. Методики интерпретации. Стимульный материал – набор картинок, фотографий. От респондента требуется составить рассказ (ТАТ, САТ) по предложенным картинкам; ответить на вопросы по предложенным ситуациям на картинках (Тест фрустрации Розенцвейга, Тест Жиля); отобрать приятные-неприятные картинки-фотографии (Тест Сонди).

3. Методики структурирования. Малоструктурированный стимульный материал (Толкование случайных форм Г.Роршаха).

4. Методики изучения экспрессии (анализ почерка, особенностей речевого поведения).

5. Методики изучения продуктов творчества. Предметом интерпретации является рисунок, который рисует респондент ("Дом. Дерево. Человек", "Дерево", "Человек", "Два дома", "Рисунок семьи", "Пиктограмма", " Автопортрет", "Картина мира", "Свободный рисунок", "Несуществующее животное").

6. Перечень методик для диагностики личностной и познавательной и интеллектуальной сферы человека.

Диагностика познавательной сферы начинается с диагностики ощущений и восприятия, как основы познавательной деятельности человека.

Для диагностики ощущений используются методики целью которых является тактильное распознавание предметов, измерение абсолютного порога ощущений, изучение зрительных и слуховых ощущений.

Для диагностики восприятия используются методики целью которых является изучение наблюдательности, точности восприятия времени, характера влияния познавательного контроля на зрительное восприятие.



Для диагностики внимания используются следующие методики:

1. Корректурная проба Бурдона

2. Исследование концентрации внимания (тест Пьерона-Рузера)

3. Исследование переключения внимания (таблицы Шульте)

4. Исследование избирательности внимания (Тест Мюнстерберга)

Для диагностики памяти чаще всего применяются методики такие как:

1. Методика «Тип и вид памяти»

2. Исследование объема кратковременной памяти (методика Джекобсона)

3. Методика диагностики оперативной памяти

4. Исследование опосредованного запоминания

Для диагностики интеллектуальных способностей используют методики:

1. Методика "Сложные аналогии"

2. «Тип мышления» (методика в модификации Г. Резапкиной)

3. Исследование аналитичности мышления

4. Исследование рефлексивности мышления

5. Диагностика интеллекта по тесту Векслера (WAIS) (от 5 лет и старше)

6. Диагностика интеллекта по методике ШТУР (7-9 классы)

7. Исследование умственных способностей (КОТ)

8. Методика IQ Айзенка (от 10лет и старше)

Для диагностики развития речи:

1. Исследование ригидности речи

2. Исследование темпа устной речевой деятельности

3. Исследование эготизма

Для диагностики воображения:

1. Исследование продуктивности воображения

2. Исследование индивидуальных особенностей воображения

3. Исследование творческого воображения

Методики диагностики личностных свойств:

1. Исследование коммуникативных и организаторских склонностей (КОС)

2. Методика диагностики уровня субъективного контроля (УСК) Дж. Роттера адаптация Бажина Е. Ф., Голынкиной С.А., Эткинда А. М.

3. Мотивация успеха и боязнь неудачи (опросник А. А. Реана)

4. Исследование настойчивости

5. Исследование личности с помощью 16 – факторного опросника Кеттела

6. Исследование типа темперамента – методика Г. Айзенка (Опросник EPQ (PEN))

7. Методика MMPI

8. Тест Кейрси

9. Исследование свойств темперамента (В. М. Русалов)

10. Исследование характерологических тенденций (Т. Лири)

11. Определение психологических свойств темперамента (опросник Маудели)

12. Методика изучения структуры темперамента Я.Стреляу

13. Определение личностно-характерологических акцентуаций (К.Леонгард)

14. Тест Ассингера (оценка агрессивности в отношениях)

15. Опросник Басса-Дарки (агрессивность)

16. Вербальный фрустрационный тест (Л. Собчик)

17. Методика Томаса (конфликтность)

18. Тест «Шкала Реактивной и Личностной Тревожности» (ШРЛТ). (Спилбергер – Ханин)

19. МЛО – АМ (Многоуровневый Личностный Опросник "Адаптивность –99")

20. Диагностика самоактуализации личности (А. В. Лазукин в адаптации Н. Ф. Калина)

21. Тест "Самооценка"(Колл. M.K.Тутушкиной)

22. Исследование самооценки «Лесенка» Т.В.Дембо и С.Я.Рубинштейн

23. Методика личностного семантического дифференциала (вариант, адаптированный в НИИ им. В.М.Бехтерева)

24. Опросник САН (тест оперативной оценки самочувствия, активности и настроения)

Проективные методики, служащие для определения личностных особенностей при помощи фиксации реакций на неопределенные и многозначные ситуации:

1. Графическая методика «Кактус»

2. «Несуществующее животное» (М.З. Друкаревич)

3. Тест «Рисунок семьи»

4. Тест “Рисунок человека” (К.Маховер, Ф.Гудинаф)

5. Тест Розенцвейга

6. Методика «Дом – Дерево – Человек»

7. Модифицированный восьмицветовой тест Макса Люшера

8. Цветовой тест отношений (ЦТО)




2




Сейчас читают про: