Философия управления качеством

Исключительно важное значение в современных условиях имеет процесс управления, посредством которого возможно достижение тех или иных целей, придание системности проводимым изменениям. При этом существенно то, что цели, средства и методы управления сориентированы на качество, т. е. речь идет об управлении качеством. И этот фактор становится ведущим для характеристики развитости современных стран и государств. Те страны и государства, которые осознали значимость фактора качества в своем развитии, разрабатывают и применяют соответствующие системы управления качеством, {Э. Деминга, Дж. Джурана, ТОМ).

Проблема качества особенно актуальна для России, для процессов ее преобразования. Фактор качества был упущен из виду, не были сформулированы качественные цели реформ, такие как улучшение условий жизни и рост жизненного уровни население, повышение качества и оптимизация ассортимента выпускаемых товаров и оказываемых услуг [4].

По нашему мнению, необходимо философское осмысление существа проблем управления качеством, что позволит с учетом национального и мирового опытов подойти к формированию интегральной системы управления качеством. Нами предлагается его интегральная модель (эллипсоид), завершающая формализацию процесса исследования проблем качества.

Устремленность к качеству есть всеобщая составляющая всего мироздания. Мир, Вселенная, Космос как порядок, организованность есть качественная определенность, находящаяся в динамическом состоянии. И эту устремленность к качеству человек может выразить своим творчеством, своей культурой, а также и хозяйственной деятельностью.

Имеется взаимосвязь между тем, как понимается качества, как оно рассматривается, и тем, как и какими методами решается вопрос об управлении им. Субстратному и предметному пониманию качества соответствует технологический уровень управления, воздействие на вещь (предмет) с целью придания ему соответствующих свойств; системному и функциональному - современные системы управления, построенные на принципах ТQМ. В этой системе управления учитывается обусловленность качества не только экономическими и технологическими факторами, но и организационными, психологическими.

В этих системах подчеркивался, что только систематическая и целенаправленная работа может принести успех. Над качеством нельзя работать эпизодически, на предприятии необходимо сформировать установку на качество и недопустимость дефектов в материалах, продукции, технологии, квалификации персонала. Иначе говоря, качество технологически, организационно, психологически должно быть задано. Категория "качество" - это категория и технологическая, и организационная, и психологическая, и нравственная.

Типичная ошибка - сужение качества до проблем технологии. Качество начинается с качества работника, его квалификации, ею раскрепощенности. Э. Деминг в своей концепции качества обращает внимание и на такой психологический фактор, как страх. Поэтому предлагается изгонять страх, так как он разрушает качество человека, его достоинство, его гордость. Раскрепощение людей, создание условий для творческой роботы, поддержка и стимулирование их инициативы создают ориентацию на качество.

Другая типичная ошибка - оценка результатов работы по количеству. Конечно, оценить количество проще, ибо оно измеряемо и наглядно. Сложнее увидеть всю систему факторов, взаимоотношений, которые обеспечивают качество. Результаты труда каждого работника зависят не только от его личного умения и усердия, но и от организации процесса производства, состояния оборудования, качества взаимоотношений между людьми, качества комплектующих, материалов и т. п.

Управление - это не только качественный вид деятельности, на что обычно больше обращают внимание, но прежде всего - системное качество. Субъект, объект, цели, средства и методы управления взаимообусловливаются и находятся в системной взаимосвязи. В этой системе полнее выявляют свои возможности все слагаемые процесса управления.

Субъекты управления: -

- участники процесса управления;

- специфические органы управления;

Качество субъекта управления во многом определяется тем, насколько и как вовлечены в процесс управления все участники.

Средства и методы управления:

- человеческие качества;

- властные отношения;

- -информационные ресурсы.

Качество методов и средств управления определяется прежде всего тем, насколько и как мотивируются человеческие качества. Но властные отношения имеют абсолютное значение лишь в критических ситуациях, а человеческий фактор - ведущий фактор процесса управления.

Объекты управления:

- - отношения между людьми;

- технологические процессы.

Качество объекта управления определяется отношениями между людьми. Через формирование этих отношений объекту управления придается новое качество. Важное значение имеют и проблемы управления технологическими процессами.

Цели управления:

- достижение нового качества организованности, нового порядка;

- достижение более высоких показателей качества в работе.

Качества целей управления зависит от того, что является приоритетным в работе фирмы, коллектива. Добиваясь сиюминутного успеха, можно упустить главное, слаженность в работе коллектива.

Таким образом, субъекты управления, объекты и методы управления, средства управления должны быть поставлены в системную взаимосвязь, что и обуславливает управление качеством.

Питательной основой процесса управления качеством являются духовная, социальная и природная среды. Ключевая роль во взаимосвязи факторов качества принадлежит духовности, духовное творчество русского народа - питательная почва, на основе которой могут быть решены все и другие проблемы, связанные с качеством.

Итак хозяйство как целостный организм может развиваться лишь на основе ориентированности на качество, что и определяет необходимость решения проблемы управления качеством.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: