Стоическая школа

Другой крупной философской школой эпохи эллинизма была школа стоиков, она противостояла эпикуреизму. Название свое школа получила опять-таки по тому месту, где она располагалась. «Стоя» - это портик в Афинах. Так что этимологически нет никакой связи между словом «стойкий» и стоиками. Однако смысловая связь впоследствии все же возникла.

Школа была основана около 300 года до н.э. Зеноном из Китиона (ныне г. Ларнака, Кипр). Кроме Зенона, она представлена именами Хрисиппа и Посидония. Наибольшую известность стоицизм приобрел в римский период благодаря деятельности Сенеки, Марка Аврелия и Эпиктета.

Подобно эпикурейцам, стоики делили философию на логику (теорию познания), физику и этику. Если греческие стоики еще довольно пространно рассуждали по поводу первых двух частей, особенно физики, то в римский период представители данной школы сосредоточились исключительно на этической проблематике.

Стоическое понимание бытия ближе всего концепции Гераклита. Единый и конечный мир (Космос) представлялся им в виде находящегося в пустоте одушевленного сферического тела, целесообразно организованного и наделенного разумом. Внутри этого тела пустоты нет: телесным бытием обладают не только вещи, но и их свойства (например, время), а также душа, добродетель, боги. Все тела состоят из пассивного бескачественного вещества и активного начала (пневма, всепроникающий логос). Пневма пронизывает весь мир, делая его живым и одновременно связывая все вещи и события единой цепью причинных связей. Это же начало, называемое Логосом, выступает в качестве универсального и непреложного закона природы, управляющего мировым развитием. О Логосе стоики говорят и как о судьбе, фатуме, провидении. Судьбу отдельного тела определяет его природа, целесообразно включенная во всеобщую природу.

Важно отметить, что Логос для греческих стоиков не является богом, наподобие традиционных богов. Это безличная сила, подчиняющая себе и привычных богов. Стоики – пантеисты, но в то же время они говорят о традиционных богах как аллегорических проявлениях единого бога Зевса. Это означает, что тенденция к монотеизму в стоицизме все же присутствует.

В отличие от эпикурейцев, считавших удовольствие главным побудительным мотивом человеческого поведения, стоики указывали на стремление к самосохранению как на первое естественное побуждение человека. И поскольку человек разумен, то это стремление распространяется на других людей и на все человечество в целом. У стоиков человек как бы более «социален», чем у эпикурейцев, но эта «социальность» - особого рода. Все люди причастны Логосу и, следовательно, являются гражданами незримого мирового государства – Космополиса. Стоики говорили о национальном равенстве всех людей земли (космополитизм), указывая при этом, что все люди – рабы судьбы.

Этика стоиков близка этике Сократа. Стоики проповедовали тождество добродетели и разума. Они говорили, что есть два пути к счастью: (1) добиться господства над внешними обстоятельствами и (2) стать независимым от внешних обстоятельств, добившись господства над самим собой. Человек не может овладеть обстоятельствами внешнего мира, отсюда - второй путь является предпочтительным. В том случае, если человек в силу обстоятельств как бы выпадает из мирового порядка и не может жить и действовать разумно (морально), допустимо и оправданно самоубийство.

Главной целью человеческой жизни стоики считают счастье, т.е. жизнь в гармонии с природой, согласно Логосу. Высшим благом (добром) является добродетель, порок олицетворяет зло. Все остальные свойства человека признаются безразличными. Но среди них все же выделяются свойства «предпочтительные» (например, здоровье, богатство) и «непредпочтительные» (например, болезнь, бедность). Однако эти свойства могут содействовать как добродетели, так и пороку.

Этический идеал стоиков воплощает мудрец, достигший добродетели и бесстрастия (апатия), «довлеющий себе» (автаркия), т.е. не зависящий от внешних обстоятельств, действующий в согласии с природой и покорный судьбе.

В дальнейшем стоицизм сочетает некоторые свои черты с платонизмом, утрачивает интерес к натурфилософии и идеалистическая тенденция в нем нарастает. В результате деятельности стоика Посидония стоицизм переносится на римскую почву.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: