Неоплатонизм

Наиболее значительным и влиятельным философским направлением в римскую эпоху был неоплатонизм. Его основателем был Плоти́н (205/206 – 270). В Риме ему покровительствовало много влиятельных и богатых граждан, и даже сам император.

Как следует из названия, философскую основу данного направления составляло учение Платона. Это хорошо видно по терминологии и по сути. Собственно, сам Плотин думал о себе только как истолкователе Платона. Из всего наследия последнего Плотин выбирает лишь учение о Едином (Благе), учение об антагонизме души и тела и учение о Боге-Нусе(Уме)-Демиурге(Творце) и космической Душе. Далее Плотин подчеркивает безусловный приоритет высшего мира («мир идей» трансформируется у него в потусторонний, сверхразумный, сверх-бытийный мир) перед миром земным, этот последний как бы выводится из первого. И, наконец, Плотин столь активно реализует идею иерархического устройства мира, что она приобретает у него вид жесткой тоталитарной структуры.

В отличие от других школ и направлений римского периода, не очень интересовавшихся отвлеченными философскими темами, неоплатонизм почти полностью сосредоточился на проблемах онтологии. Именно неоплатонистская онтология, детально разработанная, легла в основу онтологии христианской.

Изначальным, высшим и вечным началом бытия, стоящим на вершине иерархической пирамиды, согласно Плотину, является Единое (Έν). Это такое начало, которое само ни от чего не зависит, но от которого зависит все остальное. Это абсолютное совершенство, оно сверх-бытийно, трансцендентно (т.е. находится за пределами) миру. Плотин называет его также Богом и сравнивает с Солнцем (источник света, распространяющегося во тьму). Все прочее возникает в процессе эманации (вариант сотворения мира).

Следующая ступень бытия, или ипостась Единого, – Ум (Νους). Он наделен бытием, вечен и неподвижен. Его отличие от Единого – в его двойственности: ум мыслит посредством бинарной оппозиции «познаваемое – познающее». Это не что иное, как саморефлексия систематизированной совокупности идей (аналог платоновского «мира идей»). Мысля свое содержание (а именно, идеи, начиная с категорий), ум одновременно творит мир. В нем сочетаются единство (Мировой Ум) и множество (частные умы).

После Ума возникает Мировая Душа (Ψυχή). Она бестелесна, но существует уже во времени и является источником движения. Мировая душа – связующее звено между сверхчувственным и чувственным. Деятельность души заключается в созерцании идей, сотворенных умом. Результатом такого созерцания (познания) является логос (истинное знание). Здесь также сочетается единство (Мировая Душа) и множество (частные души).

Далее возникает Природа как отражение идей Ума через порождение Душой вещей чувственно-воспринимаемого мира. Удаляясь от Единого, мир становится все более множественным и несовершенным.

Предельным понятием является материя (μη ̉όν), не-сущее, небытие, результат угасания божественного света.

Учения о познании, строго говоря, в неоплатонизме нет. Вместо него предлагается учение о сближении нематериальной души с Единым. Для этого, прежде всего, надо отрешиться от данных наших органов чувств и затем войти в экстаз (о чем в данном случае говорится не метафорически, а буквально, т.е. подразумевается «исступление», выхождение души за пределы тела). Только в состоянии мистической интуиции (узрения) можно слиться с Единым. Если повезет, конечно. Рассказывают, что Плотин будто бы пережил такое состояние четыре раза.

Кроме Плотина, неоплатониками были Порфирий, Ямвлих (3 – 4 вв.) и Прокл (5 в.) – глава афинской школы. Эти мыслители были свидетелями того, как набирало силу христианство. В 324 году по инициативе императора Константина христианство было принято в качестве основной религии Римской империи. В 325 году состоялся Никейский собор, принявший символ (канон) христианской веры. В дальнейшем христианская Церковь все больше укрепляет свои позиции не только в сфере религии и идеологии, но и в политике и экономике европейских стран. Наступает новая историческая эпоха.

Формальное прекращение существования античной философии – 529 год, когда распоряжением императора Юстиниана в Римской империи были закрыты все философские школы, не принадлежавшие к христианству.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: