Скептицизм. В отличие от предыдущих двух школ, античный скептицизм следует считать скорее философским направлением

В отличие от предыдущих двух школ, античный скептицизм следует считать скорее философским направлением, чем компактно существовавшей школой. Название свое он получил от греческого слова «скептомай» - осматриваюсь, озираюсь (дословно) и нахожусь в нерешительности (по смыслу). Основателем скептицизма считается Пиррон из Элиды (360 -270 до н.э.). Другим известным греческим скептиком был Тимон (320 – 230 до н.э.). В римский период скептическую философию развивали Энесидем, Агриппа и Секст Эмпирик (2 в.). Именно из сочинений этого последнего и проистекают в основном наши знания об античном скептицизме (см. русский перевод: Секст Эмпирик. Сочинения. В 2-х т. М., 1975-1976).

Скептики излагали свои идеи в форме тропов, т.е. аргументов против возможности объективного знания. Симптоматичны и названия их работ: «Против логиков», «Против физиков», «Против грамматиков», «Против геометров», «Против астрологов», «Против музыкантов» и т.д.

Три вопроса и ответы на них составляют суть учения скептиков.

1. Какова природа вещей? – Природу невозможно познать из-за ее текучести. Все высказывания о вещах, в том числе и противоречащие друг другу, равноценны. Всякое знание о вещах сугубо субъективно, зависит от возраста, способностей, обстоятельств, в которых находится познающий человек и т.п.

2. Как мы должны относиться к вещам? – Люди должны воздерживаться от суждений о них (эпохэ́) и лишь констатировать данные своего чувственного опыта. Всех философов, судивших о природе вещей, скептики называли догматиками.

Чтобы счастливо жить, надо воздерживаться также и от действий. В тех из них, воздержание от которых невозможно, следует поступать по обычаю или по привычке (конформизм).

3. Каковы для нас практические последствия из такого отношения к вещам? – Из нашего воздержания от суждений о природе вещей к нам приходит невозмутимость, безмятежность (атараксия). Как пример необходимого для правильного скептицизма безмятежного покоя Пиррон указывал на поросенка, спокойно поедавшего свою пищу на корабле во время сильной бури, в то время как пассажиры необычайно волновались и боялись катастрофы.

Таким образом, смыслом скептического философствования так же, как и в первых двух вариантах эллинистической философии, был поиск оптимальной этической позиции, позволяющей человеку обрести более или менее устойчивую «почву под ногами». Заметно, что скептики нисколько не стремятся хоть как-то приукрасить, завуалировать, в общем-то, трагический удел человека на земле и говорят о нем весьма откровенно. И все же трудно отделаться от мысли, что критический, разрушительный потенциал данной философии (хотя в принципе эта способность философии к самокритике чрезвычайно полезна в борьбе с догматизмом) намного превышает ее созидательные возможности.

Некоторые поздние скептики призывали к развитию научного знания, но только чувственного, эмпирического, отвергая умозрительное знание. По существу, единственной эмпирической наукой была тогда медицина – отсюда и занятия скептика Секста Эмпирика медициной (именно на это указывает его прозвище). Он считал, что можно констатировать факт заболевания и помочь больному, но постановка диагноза и предсказание болезни невозможны.

Скептицизм переносит нас из эллинистической эпохи в римскую.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: