Выявление и поддержка одаренных детей

Целевая группа этого направления – одаренные дети. Понятие «одаренный ребенок» неоднозначно. Психологи различают две фазы развития детской креативности – неспециализированную и специализированную. В первой фазе ребенок рисует, сочиняет, поет и т. д., без выраженного тяготения к какой-либо отдельной сфере. Во второй его интересы и способности в одной сфере обнаруживают себя более ярко, чем в других. Вторая фаза может проявиться в разном возрасте. Мы считаем, что если у ребенка есть интерес и устойчивое желание заниматься какой-либо художественной деятельностью, это дает основание относиться к нему как к одаренному, поскольку мотивация и волевые качества часто оказываются более важными для его развития, чем стартовые способности. Это не отменяет необходимости целенаправленного поиска и выявления талантов.

«Звезды», художники, писатели и другие талантливые профессионалы – главный культурный капитал края, который со временем становится и педагогическим капиталом, воспроизводящим культурную среду. Они – предмет основной заботы системы художественного образования.

Механизмы работы с одаренными детьми в сфере художественного образования:

1. Система выявления одаренных детей.

Необходим широкий комплекс проектов, направленных на выявление одаренности в разных искусствах, в разной социальной и этнонациональной среде, в городах и на селе – через проведение конкурсов, прослушиваний, выставок, работу в детских садах, школах, кружках и т. д.

2. Создание социальных лифтов и инфраструктуры обучения.

Каждый одаренный ребенок должен получить возможность учиться и совершенствовать мастерство у лучших педагогов, независимо от места своего происхождения и социальной среды. Это требует разработки и внедрения методик патронажа одаренных детей, организации инфраструктуры их жизни и обучения (решение проблем транспорта или временного жилья, компьютеризация и т. п.).

3. Персональный подход.

Каждый талант – штучное, неповторимое явление. Его выращивание – всегда индивидуальная работа. Это не значит, что одаренного ребенка нужно отделять от коллектива; часто бывает, что ему, наоборот, нужно помочь адаптироваться, преодолеть коммуникативные трудности, возникающие из-за того, что ему приходится заниматься больше других, или по другим причинам. Групповая работа с одаренными детьми – вспомогательный, но крайне важный инструмент обучения, в том числе и потому, что современное искусство – высоко коммуникативная среда. Будущий художник тем успешнее сумеет реализовать себя, чем шире его опыт работы в ансамбле, в коллективном проекте.

3. Развитие международной и профессиональной интеграции.

Интеграция программ обучения одаренных детей в профессиональную среду позволяет талантливому ребенку быстро войти в художественную среду и продвигаться по ступеням профессиональной карьеры от старта до самого широкого (в том числе международного) признания. Она может осуществляться через мастер-классы, стажировки, совместные концертные программы и т. д.

Международная интеграция должна быть двусторонней: с одной стороны, поиск возможности продолжения образования, организации выступлений, информационной поддержки талантливой молодежи за рубежом, с другой – освоение новейших методик образования для талантливых детей и внедрение их в Пермском крае, приглашение педагогов из России и Зарубежья, обучение учащихся из других регионов.

4. Создание условий для реализации талантов.

Мало вырастить талант – его нужно трудоустроить, и регион заинтересован в том, чтобы сохранить своих «звезд» дома. Здесь могут быть поддержаны проекты, направленные на создание новых постановок, программы и арт-проекты творческих организаций Пермского края, привлекающие и обеспечивающие занятость выпускников системы художественного образования.

Применительно к проектам этого направления разработчики рекомендуют использовать опыт программы «Губернаторские стипендии». Сегодня губернаторские стипендии присуждаются отличникам, которые остаются учиться в пермских вузах; было бы целесообразно распространить эту практику на сферу художественного образования и давать стипендии выпускникам школ искусств, продолжающим обучение в Пермском крае.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: