Общее эстетическое развитие и художественное образование детей до 16 лет

Цель этой группы проектов – вовлечение в художественное образование всех детей от 5 до 18 лет. Мы стремимся к 100%-ому охвату, чтобы все дети края получали знания и навыки в области эстетики и художественного творчества.

Механизмы вовлечения детей в сферу художественного образования:

1. Расширение сферы художественного образования.

Сегодня сфера художественного образования охватывает достаточно узкий набор творческих практик, которые воспринимаются многими детьми и молодыми людьми как архаичные (музицирование на классических и народных инструментах, традиционное изобразительное искусство, бальный танец, балет, драмкружок и т. д.), в то время как палитра современных искусств постоянно расширяется. Это разнообразные мультимедийные искусства, web-дизайн, компьютерные игры, дизайн среды, акционизм, современный танец, сетевая литература, создание гипертекстов, кино, видео, документальный театр и другие популярные направления. В каждом из них появились свои мастера и эксперты, которые могут быть привлечены в качестве педагогов. Отношение к этим искусствам как к маргинальным парадоксально ведет к тому, что в глазах молодежи маргинализуется классическое искусство и его институты. В то же время действительно невысокий общий уровень ряда современных искусств прямо связан с тем, что в них не происходит профессионализация, им не учат и их публично не обсуждают.

Необходимо расширение спектра художественного образование, включение новых форм искусства и творчества.

2. Расширение форматов художественного образования.

Сегодня ребенку доступен минимальный выбор форматов обучения: художественная или музыкальная школа с плотным графиком на несколько лет (фактически на весь период обучения в средней школе) либо кружки, где занятия год от года повторяются и возможности для роста быстро себя исчерпывают. Для полного охвата детской и подростковой аудитории должны появиться более широкие и гибкие форматы, основанные на модульной технологии обучения и позволяющие ребятам и родителям формировать индивидуальные образовательные программы.

3. Расширение контингента художественного образования.

Художественное образование сегодня представляется прерогативой «среднего класса» (дети «высшего класса» получают экономическое и политическое образование, а дети «низшего» – начальное или никакое). Задача проектов – найти такие формы художественного образования и подходы, которые привлекут и детей из бедного слоя населения, и детей из национальных и религиозных меньшинств, и детей мигрантов; художественное образование должно стать доступным и для детей, находящихся в местах лишения свободы. Это поможет одновременно решать проблемы социализации таких ребят и будет способствовать улучшению толерантности в обществе. Важное самостоятельное направление – развитие художественных способностей у детей с ограниченными возможностями развития.

4. Развитие игрового и интерактивного обучения.

Даже в системе общего образования традиционная классная модель «учитель – ученики», направленная на репродуцирование знаний учителя, сегодня вызывает немало критики. Обучение и воспитание творчеству тем более нуждается в обновлении форм. Игра позволяет гибко варьировать индивидуальный и групповой подходы. Интерактивность обеспечивает более быструю и непосредственную обратную связь.

5. Сближение обучения с практикой.

Один из главных аргументов критики современной школы – то, что она на 12 лет отчуждает ребенка от начала самостоятельной жизни, а полученный им объем знаний оказывается абстрактным и слабо применимым к быстро меняющейся реальности. Для ребят особенно привлекательны проекты, позволяющие им стать участниками художественный событий Пермского края в разных ролях: зрителей, учеников, исполнителей, соавторов; проявить свой эвристический потенциал в дизайнерских, рекламных, брендинговых конкурсах и т. п.; это стимулирует как их творческие, так и коммуникативные способности.

6. Возможность дистанционного обучения.

Применение современных технологий обучения, в том числе дистанционного – актуальный ресурс дополнительного художественного образования.

7. Формирование новой мотивации у родителей.

Острая проблема – скептическое отношение родителей к художественному образованию как к сфере непрестижной и непрактичной. Важно изменять этот стереотип и показывать перспективность художественной специализации для ребенка. Что она дает: личное развитие, лучшую адаптацию, коммуникативные навыки, возможности профессионализации и успешной карьеры, гастрольные поездки и т. д. Участие ребенка в культурных программах, поддержанных региональной властью, может быть одним из аргументов, формирующих позитивную родительскую мотивацию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: