Денежный и товарный капитал представляют собой те формы промышленного капитала, которые относятся к сфере обращения. Обе эти формы, взятые вместе, представляют капитал обращения. Если капитал обращения находится в руках промышленных предпринимателей, то он еще не является торговым капиталом. Этого не происходит даже тогда, когда промышленники нанимают особых лиц, специально занимающихся сбытом товаров (торговых агентов, коммивояжеров).
С развитием экономики сбыт товаров становится исключительно функцией особого рода предпринимателей. Они ведут торговые предприятия и вкладывают в них свой капитал. Промышленники продают торговцам свои товары. А торговцы осуществляют окончательную реализацию товаров, доводят их до потребителей. При этом капитал обращения обособляется от промышленного капитала и выступает в качестве торгового капитала.
Таким образом, торговый капитал – это обособившаяся часть промышленного капитала, функционирующая в сфере товарного обращения.
Торговый капитал обслуживает процесс реализации и представляет собой превращенную форму товарного капитала. Движение товарного капитала характеризуется формулой Д – Т – Д' (где Д' = Д + ΔД). Получение торговой прибыли является определяющим мотивом деятельности торговых предпринимателей.
Выделение торгового капитала ведет к ускорению оборота совокупного общественного капитала и росту объема производства в общественном масштабе. Специализация особой группы предпринимателей на торговле ведет:
1) к сокращению времени обращения;
2) к уменьшению доли товарного и денежного капитала;
3) к увеличению доли производительного капитала и соответственно к росту массы прибавочной стоимости.
Поэтому хотя сам торговый капитал, как правило, не создает прибавочной стоимости, он косвенно содействует ее увеличению.
Обособление торгового капитала от промышленного усиливает отрыв производства от потребителя. Продавая свои товары торговцам, промышленники продолжают расширять производство даже тогда, когда его размеры уже превосходят размеры платежеспособного спроса. Это усиливает перепроизводство товаров. Выделение торгового капитала способствует обострению экономических кризисов.
Несмотря на внешнюю независимость, оборот торгового капитала, в конечном счете, определяется движением промышленного капитала. Это объясняется двумя обстоятельствами: с одной стороны, границей времени оборота торгового капитала выступает время производства, то есть производительное потребление, порожденное масштабами и характером воспроизводства; с другой – оборот торгового капитала ограничен размерами совокупного личного потребления.
В настоящее время усилилась тенденция к взаимопроникновению промышленного и торгового капитала, промышленных и торговых фирм. Это проявляется в следующих процессах:
1) развитие вертикальной интеграции фирм, предприятий, комбинатов и посреднических организаций;
2) рост долгосрочных договорных соглашений в области реализации продукции;
3) создание торгово-промышленных комплексов. В одних случаях промышленные корпорации организуют собственную сеть оптовых и розничных магазинов, своих торговых отделений. В других случаях торговые монополии проникают в сферу промышленности и организуют производство выгодной им продукции.
Торговый капитал существует в двух формах:
1) товарно-торговый капитал. Его функция состоит в реализации товарной продукции и получении прибыли. Все сказанное выше относится к характеристике этой формы торгового капитала;
2) денежно-торговый капитал. С его помощью осуществляется торговля деньгами, выполняются операции, связанные с пребыванием капитала в денежной форме. Деньги, полученные при продаже товаров, необходимо учитывать, хранить, а затем вновь выплачивать при покупке товаров. Функции денежно-торгового капитала выполняются банками.
Доведение товаров до потребителей и их продажа требуют дополнительных затрат живого и прошлого труда в сфере обращения. Совокупность затрат, связанных с процессом обращения товаров, представляет издержки обращения. Они в денежной форме, как правило, формируются торговыми предприятиями.
Затраты труда в сфере обращения по своему экономическому содержанию неоднородны. Различают два вида издержек обращения: дополнительные и чистые.
Дополнительные издержки обращения – это затраты, связанные с продолжением процесса производства в сфере обращения. К ним относятся затраты на транспортировку, хранение, сортировку, расфасовку, упаковку, комплектование и доработку продукции. Все эти виды затрат связаны с продолжением воздействия труда на потребительную стоимость товара. Дополнительные издержки носят производительный характер. Поэтому труд работников, занятых в этой части сферы обращения, является производительным трудом. Он переносит на стоимость товаров стоимость израсходованных средств производства: транспорта, холодильников, складов, тары, упаковочных средств, а также создает новую стоимость, т.е. увеличивает стоимость товара. Дополнительные издержки обращения являются преобладающими в нашей стране, они составляют около 75% их общей величины.
Чистые издержки обращения – это затраты, связанные со сменой форм стоимости реализуемых товаров (товарной формы на денежную и наоборот). К ним относятся затраты на оплату труда продавцов и кассиров, на аренду и содержание торговых помещений, на учет и охрану товаров и денег, на рекламу, на организацию спекуляции. Все эти виды затрат связаны с воздействием труда на стоимость товара. Поэтому этот труд работников сферы обращения является непроизводительным трудом. Он не создает новой стоимости и не увеличивает стоимость товара. Чистые издержки обращения покрываются за счет прибавочного продукта, создаваемого в сфере производства. В нашей стране в связи с неразвитостью рынка они составляют всего около 25% всех издержек обращения.
В экономической действительности дополнительные и чистые издержки обращения разграничить очень трудно. Они переплетены и могут переходить друг в друга. Так, при определенных условиях дополнительные издержки могут превратиться в чистые (например, встречные перевозки одних и тех же товаров, дорогостоящая упаковка, хранение излишних товарных запасов).
В странах с развитой экономикой и рыночной инфраструктурой издержки обращения выступают в виде затрат капитала. Они связаны с получением максимальной прибыли. В условиях высоко насыщенного товарами рынка возникает проблема реализации продукции, появляются противоречия во взаимосвязях агентов рыночных отношений. Товары перевозятся с рынка на рынок с целью возможной реализации, в больших количествах скапливаются на складах и базах, в связи с этим увеличивается торговый аппарат и издержки обращения. Особенно растут чистые издержки обращения.
Становится фактом тот момент, что в развитых странах дешевле произвести товар, чем продать его. Проблема производства здесь не имеет определяющего значения. Например, в США расходы, связанные с торговлей молоком и доставкой его на дом, составляют 55% розничной цены. В целом издержки обращения в развитых странах составляют примерно одну третью часть суммы розничного товарооборота. Регулирование уровня издержек обращения дает возможность снизить их до экономически оправданного уровня.
В анализе направлений снижения издержек обращения важное значение имеет динамика их структуры. Она позволяет лучше, выявить резервы снижения издержек. В структуре издержек обращения выделяют следующие элементы (данные за 2004 г.):
1) сырье, материалы, спецодежда (12,0%);
2) топливо и энергия (3,4%);
3) затраты на оплату труда (23,5%);
4) единый социальный налог (4,9%);
5) амортизация основных средств (4,5%);
6) амортизация нематериальных активов (0,2%);
7) арендная плата (7,7%);
8) обязательные страховые платежи (0,8%);
9) добровольные страховые платежи (0,7%);
10) представительские расходы (0,1%);
11) суточные и подъемные (0,3%);
12) налоги и сборы, включенные в себестоимость продукции (2,4%);
13) оплата услуг сторонних организаций (25,0%);
14) другие затраты (14,5%).
Важно постоянно снижать издержки обращения. В этом процессе выделяют несколько направлений:
1) рост производительности труда работников торговли на основе механизации и автоматизации трудоемких процессов в сфере обращения. В результате относительно в стоимости товара уменьшаются расходы на заработную плату торговых работников. В этой связи большое значение имеет внедрение торговых автоматов, рациональное размещение торговых баз, складов, транспортных средств;
2) распространение прогрессивных форм торговли, в частности специализированных магазинов, магазинов самообслуживания, универсамов, супермаркетов;
3) сведение к минимуму товарных потерь в торговле при транспортировке, заготовке, доработке и хранении товаров;
4) уменьшение затрат на содержание административно-управленческого аппарата в торговле.
Снижение издержек обращения не должно вести к ухудшению обслуживания покупателей. Более того, улучшение торгового обслуживания, наоборот, может привести к росту отдельных элементов издержек обращения. Могут возрасти численность торговых работников, уровень оплаты труда, затраты на рекламу.
Снижение издержек обращения имеет важное значение для снижения розничных цен, для увеличения прибыли торговых организаций. Торговые предприятия являются сугубо коммерческими организациями, работают на основе коммерческого расчета. А это, как известно, требует возмещения произведенных расходов собственными доходами. Торговые предприятия осуществляют покупку товаров, возмещение издержек обращения, образование прибыли за счет выручки от реализации товаров. Как же образуется прибыль торговых предприятий?
Торговые предприятия приобретают товары по оптовым ценам, а продают их по розничным ценам. Разница между оптовой ценой и розничной ценой представляет собой торговую скидку по отношению к розничной цене или торговую наценку по отношению к оптовой цене. На практике торговая наценка устанавливается в определенном проценте к оптовой цене по отдельным видам товаров. В 2004 г. в розничной торговле и общественном питании она составила в целом 7,4%, а в оптовой торговле – 5,5%.
Разница между торговой наценкой и издержками обращения составляет прибыль торговых организаций. Источником этой прибыли является прибавочный продукт, создаваемый в процессе производства как в сфере производства, так и в сфере обращения (в той части сферы обращения, где осуществляются дополнительные издержки обращения). При этом размер торговой наценки должен быть таким, чтобы она обеспечила возмещение издержек обращения и образование достаточной прибыли торговых предприятий.
Торговый капитал принимает участие в перераспределении капиталов и в уравнении нормы прибыли во всей макроэкономике. Поэтому норма прибыли в торговле в среднем равняется норме прибыли в промышленности.
С учетом функционирования торговли в исчислении нормы прибыли следует сделать уточнение. Средняя норма прибыли в промышленности и торговле равняется отношению совокупной прибавочной стоимости, созданной в промышленности и торговле, к сумме промышленного и торгового капитала:
_
р' = m / (ПК + ТК) · 100, (8.1)
_
где р′ – средняя норма прибыли; m – совокупная прибавочная стоимость; ПК – промышленный капитал; ТК – торговый капитал.
На поверхности явлений торговая прибыль выступает как разность между продажной ценой, по которой торговые капиталисты реализуют товары на рынке, и покупной ценой, по которой они приобретают эти товары у промышленников. Но в действительности дело обстоит иначе. Если обозначить капиталистические издержки производства через (К), промышленную прибыль через (р), а торговую прибыль через (h), то цена, по которой будут продавать товар промышленники, составит К + р. А цена, по которой будут продавать товар торговцы, составит К + р + h.
Но так как р + h = m, т.е. сумма промышленной и торговой прибыли равняется прибавочной стоимости, то К + р + h = с + v + m. Иными словами, продажная цена всех товаров в торговле равняется их стоимости.
В современной экономике сохраняются условия для увеличения торговой прибыли путем неэквивалентного обмена. Среди них необходимо выделить следующие:
1) торговцы искусственно вздувают цены выше стоимости на товары и занижают цены на товары, приобретаемые у мелких товаропроизводителей. Данное явление получило в экономической литературе название «ножниц цен»;
2) торговые монополии активно используют механизм монопольно высоких и монопольно низких цен для извлечения сверхприбыли. Они тщательно изучают рынки сбыта, хорошо рекламируют товары, умело формируют выгодные стандарты потребления;
3) промышленно-торговые монополии располагают огромными материальными и финансовыми ресурсами, контролируют условия предложения огромной массы товаров. Это способствует увеличению массы торговой прибыли;
4) инфляция и политика перераспределения доходов в пользу имущих социальных слоев также служит увеличению торговой прибыли.
В условиях проводимой реформы многие торговые предприятия работают по-новому. Часть из них приватизирована. В результате открылись новые направления увеличения торговой прибыли:
1) повышение коммерческой эффективности функционирования сферы обращения;
2) рациональная рыночная организация путей товародвижения;
3) сокращение товаропроводящих звеньев;
4) оптимальное размещение торговых и снабженческо-бытовых организаций;
5) непрерывный технический прогресс в сфере торговли;
6) повышение скорости товарооборота;
7) внедрение в систему регулирования сферы обращения вычислительной, аудио- и видеотехники, научной организации труда.
Чем лучше работают торговые предприятия, тем больше они могут выделить средств для развития материальной и технической базы торговли.