Процесс товародвижения в оптовой и розничной торговле

Важное звено, обеспечивающее необходимую интенсивность и ускорение процесса товародвижения в условиях перехода к рыночным отношениям, - оптовая торговля. Организуя движение товаров по каналам распределения, оптовая торговля способствует синхронизации производства и потребления товаров.

Являясь неотъемлемым звеном единой системы товародвижения, оптовая торговля требует коренной перестройки. Поэтому одна из важных долговременных задач государственной политики в области оптовой торговли - ее структурная перестройка, предусматривающая распространение таких форм ее организации, которые должны быть максимально сориентированы на малое предпринимательство в среде пользователей услугами оптового звена. За последние годы произошло резкое сокращение объемов оптовых операций. Существенно снизилась роль оптовых предприятий в снабжении розничных предприятий товарами. В этой связи следующей задачей государственной политики в области развития оптовой торговли является прекращение спада и стабилизации объемов оптовых операций.

Сложившийся потенциал оптового звена должен быть активно использован для стимулирования и всемерного поддержания межрегиональных интеграционных процессов на потребительском рынке.
Имеющаяся материально-техническая база оптовой торговли создавалась на протяжении многих десятилетий. Требует обновления складское хозяйство. Это должно происходить как за счет строительства новых современных складов, оснащенных прогрессивным технологическим оборудованием, так и за счет реконструкции и технического переоснащения действующих складов, рационализации имеющейся материально-технической базы.

Среди других задач государственной политики в области развития оптовой торговли необходимо отметить развитие конкурентной среды и преодоление монополизма на рынке оптовой торговой деятельности, а также стимулирование работы оптового звена по внедрению активных форм продвижения на рынке отечественных товаров.

В связи с выдвигаемыми перед оптовой торговлей новыми задачами целями ее развития должны стать: создание развитой структуры каналов товародвижения; поддержание должной интенсивности товаропотоков;
формирование резервных источников финансового обеспечения процесса товародвижения; обеспечение экономии совокупных издержек обращения.

В рыночно ориентированной системе хозяйственных отношений изменяются и функции оптовой торговли. Так, по отношению к оптовым покупателям ее функции должны сводиться к:

· оценке потребительского спроса;

· преобразованию производственного ассортимента в торговый;

· накоплению и хранению товарных запасов;

· доставка товаров;

· кредитованию

· информационному и консалтинговому обслуживанию.

Функции оптовой торговли по отношению к поставщикам товаров должны состоять в следующем:

· концентрация коммерческой деятельности;

· поддержка процесса перехода прав собственности на товар;

· инвестиционное обеспечение процесса товародвижения;

· минимизация коммерческого риска;

· маркетинговое обслуживание.

Переориентация оптовой торговли в целевом и функциональном отношении позволит не только создать условия для углубления реформ в торговле, но и обеспечит стратегическую стабильность потребительского рынка в целом.

Процесс обращения товаров завершается в розничной торговле. Розничная торговля — это совокупность видов предпринимательской деятельности, связанных с продажей товаров и услуг непосредственно конечным потребителям и предназначенных для личного или семейного использования.

Розничная торговля- это товарообменный процесс, направленный на удовлетворение потребностей людей путем свободной продажи товаров и услуг, представляющих для них ценность.

Розничная торговля означает в переводе с англ. - retail trade - «малый бизнес», с франц. retailer - «разрезать, дробить», от русского глагола «рознить» — «разделять, отделять часть от целого, одно от другого». Поэтому в последнее время розничную торговлю, т.е. дробление партий товаров для отдельных покупателей в целях личного использования, стали называть «ритейлингом», т.е. ритейл, ритейлинг — это просто розничная торговля.

Определение понятия «розничная торговля» дано в части 2 ГК РФ, где указано, что по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность в сфере розничной торговли, передает покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, т.е. розничные торговцы реализуют товар конечным потребителям.

Розничная торговля сочетает в себе интересы продавца в получении доходов и потребности покупателя в получении высококачественных товаров и услуг.

Именно розничная торговля ориентирует отечественных производителей максимально учитывать запросы общества. В основе розничной торговли используется теория индивидуального выбора, которая исходит из принципа приоритета потребителя. Поэтому розничная торговля является социальным выражением качества жизни общества.

Фирмы-производители изготавливают товары и продают их фирмам, занимающимся оптовой или розничной торговлей. Оптовики перепродают эти товары розничным торговцам, а те — конечным потребителям.

Именно торговля, реализуя произведенную потребительскую стоимость, связывает производство с потреблением и поддерживает равновесие между спросом и предложением. При этом не имеет значения, кто и где осуществляет реализацию товаров и через какие каналы сбыта они доводятся до конечных потребителей.

Торговая сфера сегодня — один из наиболее динамично развивающихся секторов российского хозяйства. К середине первого десятилетия нового века сразу более десятка торговых компаний преодолели по объему годовой чистой выручки миллиардный рубеж в долларовом исчислении, а оборот отдельных крупных магазинов стал сопоставим с объемами производства солидных промышленных предприятий.

Сфера торговли оказывает возрастающее влияние на другие отрасли, работающие по всей цепи товародвижения, включая закупщиков, дистрибьюторов и производителей.

В текущем столетии темпы роста розничной торговли в России в 1,5 раза опережали темпы роста валового внутреннего продукта. При этом розничная торговля растет быстрее, чем реальные доходы населения, которые ежегодно повышались на 10-11%. Оборот розничной торговли в 2008 г. на 8,0% больше, чем за соответствующий период предыдущего года. Этому способствовалприрост финансовых активов граждан России: поданным ЦБ России, в 2008 г. объем банковских вкладов населения составил 261,1 млрд руб. на депозитных счетах и 5479 млрд руб. — на корреспондентских счетах. Эти данные позволяют сделать вывод о наличии объективных условий для дальнейшего развития розничной торговли в стране.

По прогнозам аналитиков, рост оборота розничной торговли в России не опустится ниже 10% как минимум до 2017 г. — в связи с наличием перспектив развития данного сектора.

Розничная торговля решает следующие задачи:

  • приобретает товары у оптовика и предлагает их для продажи любому желающему (магазинная торговля) в неизменном виде или после обычной для розничной торговли обработки (переработки);
  • формирует ассортимент товаров и перечень услуг для удовлетворения потребностей покупателей;
  • демонстрирует образцы на открытых торговых стендах в целях получения заказов на товары (пункт по приему заказов);
  • осуществляет рассылку товаров, заказанных по каталогу, образцам, пробам или на основании других предложений (посылочная торговля);
  • организует торговлю с доставкой товара на дом. Торговля с доставкой на дом предлагает свои товары, как правило, за пределами местонахождения своих складов или работает вообще без таковых;
  • организует торговлю вразнос, когда розничный торговец ходит со своими товарами от дома к дому;
  • организует уличную торговлю — торговец сокращает хозяйке путь за покупками. В определенное время он появляется в жилом квартале в целях продажи жителям овощей, фруктов, яиц, напитков, солений и проч.;
  • осуществляет мелочную торговлю — торговцы предлагают свои товары на прилавках, которые устанавливают на площадях и улицах с оживленным движением или в местах проведения специальных мероприятий.

Функции, которые должна выполнять розничная торговля для обеспечения успешной реализации товаров конечным потребителям, определяются ее сущностью и заключаются:

  • в изучении спроса на товары и их рыночного предложения, поддержании баланса между предложением и спросом;
  • в формировании торгового ассортимента, удовлетворении потребностей населения в товарах;
  • в организации товародвижения, доведении товаров до покупателей путем организации пространственного их перемещения и подачи к местам продажи;
  • в воздействии на производство в целях расширения ассортимента и увеличения объема товаров;
  • в формировании товарных запасов и поддержании их на необходимом уровне;
  • в рекламно-информационной работе розничных торговых предприятий;
  • в осуществлении торгово-технологических операций с товаром — таких как хранение, производственная доработка (фасовка, упаковка и т.п.); внутримагазинное перемещение, размещение и выкладка в торговом зале, совершенствование технологии торговли и улучшение обслуживания покупателей;
  • в формировании спроса и стимулировании сбыта на реализуемые товары;
  • в выборе наиболее эффективных методов продажи товаров (предложение товаров и оказание помощи покупателям в их выборе, выполнение расчетных операций);
  • в оказании покупателям комплекса услуг, облегчающих процесс не только покупки, но и использования товара (прием предварительных заказов, продажа отдельных товаров в кредит, доставка купленных товаров покупателю, сборка и установка купленных товаров на лому у покупателя, обучение покупателя правилам эксплуатации технически сложных товаров, подарочная упаковка приобретенных товаров и т.д.);
  • в удовлетворении потребностей населения в товарах;
  • в доведении товаров до конечных покупателей путем организации пространственного их перемещения и подачи к местам непосредственной продажи;
  • в поддержании баланса между предложением и спросом;
  • в воздействии на производство в целях расширения ассортимента и увеличения объема производимых товаров;
  • в совершенствовании технологии торговли и улучшении обслуживания покупателей.

Задачи, стоящие перед розничной торговлей на современном этапе, заключаются как в росте товарооборота, так и в повышении уровня обслуживания покупателей на основе дальнейшего более упорядоченного развития розничной торговой и складской сети всех форм собственности и ведомственной принадлежности. Без достаточной сети современных магазинов, холодильников, складов, транспортных средств невозможно дальнейшее развитие товарооборота.

Одним из направлений развития розничной торговли является расширение фирменной торговли. Фирменные магазины — одна из самых быстрорастущих форм магазинной торговли. Среди них преобладают два типа магазинов:

  • магазины при предприятиях промышленности, где в основном продаются фирменные товары по более низким ценам. Для производителей продажа в фирменных магазинах, даже по сниженным ценам, часто оказывается более прибыльной, чем обычный сбыт;
  • образцовые магазины, организованные производителями. В таких магазинах упор делается не на снижение цены, а на богатство выбора.

4. Структура управления процессом товародвижения на примере оптового торгового предприятия ООО "Сырная долина" (Отрешковский молочный завод) в Курске

ООО "Сырная долина" (Отрешковский молочный завод) в Курске – современное производство масла, спредов и сыра. Новейшее оборудование позволяет производить в год до 1800 тонн сыров по отечественным и импортным технологиям, до 1000 тонн сливочного масла, столько же спредов, а также другую молочную продукцию.

Молочные продукты всегда были одними из главных на столе у россиян. Именно по этой причине в регионах России ценится производство масла - в Курске одним из ведущих предприятий этой отрасли является ООО "Сырная долина". Если необходимо купить сыр оптом или масло сливочное оптом – курская компания "Сырная долина" - как раз то, что нужно. Ведь на предприятии в Курске можно не просто купить сыр оптом, но и убедиться в качестве предлагаемой продукции.

Продукция "Сырной долины" выпускает в соответствии с ГОСТами из высококачественного натурального молока.

Сегодня продукция ООО "Сырная долина" – сыр "Российский", "Мраморный" и другие, а также масло (ГОСТ) - представлена не только в магазинах Курска, но Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова, Красноярска и других регионов страны. Всегда можно купить сыр оптом или масло сливочное оптом в Курской области на заводе и не беспокоиться о его качестве. Высокий класс курского производства маслаи сыра подтверждается заслуженными наградами – пять видов сыров и масло "Крестьянское" отмечены золотыми медалями Всероссийских выставок в Москве.

Также на заводе ООО "Сырная долина" в Курске организовано производство спредов, которые многие называют "легким маслом". Этот диетический продукт востребован у многих россиян, так как имеет более низкую жирность, чем сливочное масло.

Продукция прошла добровольную экологическую сертификацию.

Стремительно возрастающий спрос на молочные товары стимулирует производителей "держать марку". Несмотря на то, что с каждым годом ассортимент продукции расширяется, традиционное производство масла по ГОСТу, а впоследствии и производство спредов (Курск тут не исключение) набирает обороты. Основным является качество продукта. ООО "Сырная долина" – производство масла, спредов в Курске по новейшим технологиям с традиционным качеством.

На предприятии осуществляется производство масла в Курске только из натурального молока, которое закупается в хозяйствах региона. Качество молока, используемого для производства масла в Курске, контролируется в собственной лаборатории. Самое полезное масло и сыр – это те, которые изготовлены из свежего молока. ГОСТ масла (Курская область – это сельскохозяйственный регион, где ценятся натуральные продукты) как раз предусматривает производство только из высококачественных свежих ингредиентов. Эксперты проверяют качество продукта на всех этапах технологического процесса. Поэтому производство масла на предприятии в Курске организовано на высоком уровне.

Компания в 2006 и 2009 годах провела модернизацию предприятия. Новое, более технологичное оборудование позволяет вести производство масла, спредов и сыров в Курске как по ГОСТам, так и по собственной рецептуре.

В любое время можно на предприятии в Курске купить масло сливочное оптом. Масло сливочное оптом закупать очень выгодно, так как бренд "Сырная долина" хорошо известен в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове, Красноярске и других регионах России, и не будет недостатка в покупателях. Предприятие ООО «Сырная долина» предлагает оптом:

Наименование продукции Вид упаковки
Масло «крестьянское» сладко-сливочное высший сорт ГОСТ 37-91 «ГОСТ» Жир 72,5% Пачка 180 гр. (фольга)
Масло «крестьянское» сладко-сливочное несоленое ГОСТ Р52969-2008 «Премиум» Жир 72,5% Пачка 180 гр. (фольга)
Масло «крестьянское» сладко-сливочное несоленое ГОСТ Р52969-2008 «Элитное» Жир 72,5% Пачка 180 гр. (фольга)
Масло «крестьянское» сладко-сливочное несоленое ГОСТ Р52969-2008 «Крестьянское» Жир 72,5% Пачка 180 гр. (фольга)
Масло «крестьянское» сладко-сливочное несоленое ГОСТ Р52969-2008 «Коровка» Пачка 180 гр. (пергамент)
Масло «крестьянское» сладко-сливочное несоленое ГОСТ Р52100-2003 «Любимая коровка» Жир 72,5% Пачка 180 гр. (пергамент)
Масло «крестьянское» сладко-сливочное несоленое ГОСТ Р52969-2008 (монолит) Жир 72,5% Короб 20 кг.
Спрэд сливочно-растительный ГОСТ Р52100-2003 Жир 72,5% Короб 10-20 кг.

Сегодня ООО "Сырная долина" выпускает в Курске по ГОСТу масло "Крестьянское", которое было отмечено золотой медалью Всероссийской выставки в Москве.

Отчетливо понимая, что грамотно разработанный ассортиментный ряд - главный фактор успеха, завод предлагает своим клиентам продукты с богатым выбором вкусовых оттенков. Помимо производства масла по ГОСТу в Курске, завод выпускает различные виды сыров. Сыры, которые многие желают купить оптом в Курске, неоднократно завоевывали золотые медали на Всероссийских выставках в Москве.

Наименование продукции Характеристики
Сыр"Российский новый" жир 50% ТУ 9225-007-78766513-07
Сыр «Осетинский премиум» жир 55% ТУ 9225-002-78766513-07
Сыр «Осетинский премиум» жир 55% (брус) ТУ 9225-002-78766513-07
Сыр «Мраморный» жир 50% ТУ 9255-002-78766513-07
Сыр «Сливочный» жир 50% ТУ 9255-002-78766513-07
Сыр «Сметанковый» жир 50% ТУ 9255-002-78766513-07
Сыр «Монастырский» жир 50% ТУ 9255-002-78766513-07
Сыр «Курский витязь» жир 50% ТУ 9255-002-78766513-07
Сыр «Российский» жир 50% ГОСТ 11041-88
Сыр «Костромской» жир 45% ГОСТ 7616-85
Сыр «Пешехонский» жир 45% ТУ 9255-002-78766513-07
Сыр «Спагетти» жир 45% ТУ 9225-001-78766513-07
Сыр «Чечил» жир 45% ТУ 9225-001-78766513-07
Сыр «Сулугуни» жир 45% ТУ 9225-001-78766513-07
Сыр «Пицайолло» жир 45% ТУ 9225-001-78766513-07
Сыр «Моцарелла» жир 45% ТУ 9225-001-78766513-07

Преимущества покупки сыра оптом в ООО "Сырная долина" в Курске:

- Высокое качество продукции, здоровая и экологически чистая пища

- Продукция из натурального сырья

- Широкий ассортимент выпускаемых сыров и масла

- Гибкая система производства, приближенная к требованиям рынка

- Индивидуальный подход к каждому клиенту

Анализ системы товародвижения и каналов сбыта, применяющихся на данном предприятии, показал, что для него характерен прямой сбыт, согласно которому продукция с завода поступает непосредственно к покупателям. Это касается в первую очередь организаций, на поставку продукции в которые завод имеет тендер. На данном молочном заводе имеется еще один канал сбыта - через розничных посредников. Предприятие предпочитает сбывать продукцию с наименьшим количеством посредников, чтобы удержать в своем распоряжении наибольшую часть прибыли, минимизировать риск неудачи в реализации. Это в основном магазины, которые покупают продукцию фирмы на территории завода. Такая система товародвижения сложилась, главным образом, из-за специфики молочной продукции.

Данный товар является скоропортящимся и не подлежит хранению, так как в него не добавляют консерванты.

Для такого вида продукции, как сухое обезжиренное молоко применяется двухуровневый канал сбыта - через оптовых покупателей.

Среди затрат на систему товародвижения можно выделить затраты на транспорт и на аренду машин.

Все процессы внутреннего товародвижения полностью автоматизированы, вплоть до автоматической подачи готовой продукции к машинам, что позволяет обеспечить стерильность при производстве продукции и соблюдение всех стандартов качества.

Арсенал средств, используемых предприятиями для стимулирования продаж, весьма разнообразен. ООО "Сырная долина" применяет такие средства стимулирования продвижения товара как целевая тактика, личные контакты с потребителями, создание благоприятной общественной репутации предприятия, выставки - дегустации, рассрочка платежа при покупке большого объема продукции.

Складское хозяйство ООО "Сырная долина", предназначено для хранения масла, сухого обезжиренного молока, сыров и других видов молочной продукции. Часть товарного запаса предприятия хранится и на складе других городов региона и может отгружаться в адрес потребителей по мере необходимости. В этом есть как плюсы, так и минусы.

Плюс в том, что продукция отгружается в адрес потребителей по мере необходимости, что не приводит к возврату продукции, а минус создаются некоторые ограничения в маневренности, кроме того, возникают затраты по его содержанию.

Продажа продукции организована через систему заказов. Поступившие заказы проходят следующую процедуру обработки. Заказ на продукцию может поступать от различных потребителей.

Если он получен от предприятий, с которыми у молочной фирмы заключен долгосрочный контракт, в том числе, для работы по тендерам, то заказ поступает сразу на квартал, и впоследствии за два дня перед покупкой с данного предприятия приходит подтверждение или происходит корректировка закупаемого количества продукции на определенную дату. Заказы поступают непосредственно за несколько дней до покупки с розничных магазинов или через экспедиторов. Эти заказы, получаемые предприятием обычно по телефону, поступают сначала в отдел сбыта, где они обрабатываются. Далее полученные данные отправляются в плановый отдел и там подсчитываются результаты. Итог о необходимом объеме производства передается в основное производство.

Воздействие предприятия на потребителей осуществляется посредством предложения ему товара в нужном ему месте, в удобное для него время, в необходимом для него объеме и с желаемым им комплексом обслуживания. Чтобы ближе познакомить покупателя с молочной продукцией предприятие организовывает различного рода выставки - дегустации. Территория этих выставок охватывает близлежащие города, на которые нацелено основное потребление продукции. Пробуя и знакомясь с продукцией предприятия, увеличивается спрос на продукцию и тем самым покупатели задают предложение, а значит, у предприятия увеличиваются заказы, что приводит к росту прибыли.

Регулярная победа в конкурсах на поставку молочной продукции в бюджетные и муниципальные учреждения позволяют заключать долгосрочные контракты, обеспечивающие предприятию постоянный доход.

Исследуемое предприятие не имеет своего автопарка, поэтому торговым посредникам и потребителям продукция отгружается непосредственно на территории завода. Среди возможных способов улучшения сохранности товаров в пути можно выделить следующий: хранение продукции в холодильниках и машинах с рефрижераторами.

Представленная система товародвижения является оптимальной для обслуживания клиентов и минимизирует издержки, главным образом, благодаря возможности своевременной доставки молочной продукции до конечного потребителя.


   

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: