Экономические системы: формационный и цивилизационный подходы к развитию общественного производства. Виды экономических систем: доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общество.
Экономическая наука еще не выработала единый универсальный критерий, по которому можно было бы однозначно установить характеристики организации экономической жизни общества. Для этих целей используют несколько критериев: уровень развития производительных сил, формационный и цивилизационный подходы.
Первым критерием характеристики различных систем организации экономической жизни – можно считать уровень развития производительных сил общества. С этой точки зрения классической является теория, которая в истории развития человеческого общества выделяет три стадии: доиндустриальную, индустриальную, постиндустриальную.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ | ||
Доиндустриальная | Индустриальная | Постиндустриальная |
Главная сфера экономики | ||
Сельское хозяйство | Промышленность | Сфера услуг |
Лимитирующий фактор | ||
Земля | Капитал | Информация |
Господствующая социальная группа | ||
Землевладельцы | Собственники капитала | Собственники информации |
Основной недостаток данной концепции экономического развития общества в том, что в ней не учитываются социальные отношения между людьми. В связи с этим в экономической науке при характеристике экономических систем общества используется другой методологический подход, при котором степень развития общества учитывает не только уровень развития производительных сил, но и развитость экономических и всех других социальных отношений и связей. Этот подход имеет два критерия: формационный и цивилизационный.
Формационный подход в основу развития общества берется формация, которая учитывает и уровень развития производительных сил, и характер собственности, и ряд других аспектов экономических и социальных отношений. Основатель этой теории К. Маркс выделял три большие формации:
¥ первичная (или архаичная) – включала в себя первобытнообщинную стадию развития и частично азиатский способ производства;
¥ вторичная (или экономическая) – основанная на частной собственности, включала в себя поздний азиатский способ производства, рабство, феодализм и капитализм;
¥ третичная (или коммунистическая) – это длительная историческая эпоха перехода к формированию общественной формы собственности.
Позднее эти взгляды К. Маркса были поняты вульгарно, как единый всеобщий для всех народов путь, невзирая на исторические различия.
Цивилизационный подход (слово "цивилизация" латинского происхождения, в переводе означает гражданский, общественный) развития общества состоит в том, что за основу развития берутся формирование и реализация потребностей индивидуального человека и общества в целом. На современном этапе развития социальных наук выделяют три направления в цивилизационном подходе.
Первое направление за основу развития общества как особой формы цивилизации берет научно-технический и культурно-исторический прогресс.
Второе направление – за основу развития человеческого общества принимает теорию этногенеза. Люди – это организмы, живущие на определенной территории в коллективах-этносах. Эти этносы, существующие в пространстве и во времени, осознают свою общность и одновременно противопоставляют себя другим народам, исходя из чувства комплиментарности. Приспосабливаясь к условиям внешней среды, этносы вырабатывают свои правила поведения – стереотипы или исторические традиции. Этнос возникает вследствие микромутации, т.е. изменения стереотипа поведения. Толчком к такому изменению поведения выступает пассионарность – повышенная тяга к действию и стремлению «быть самим собой», не подчиняться общим установкам. Носителями пассионарности являются люди, которые стремятся изменить окружающий мир и внедрить новые стереотипы поведения. Так создается новый этнос.
Третье направление критерием развития человеческого общества выделяет духовные, и, прежде всего, религиозные ценности. Основной единицей исторического процесса считается локальная цивилизация – общность людей, объединенных духовными традициями и проживающих на данной территории. К началу XXI столетия основными являются восемь цивилизаций: западно-христианская, православно-христианская, иудейская, исламская, индуистская, дальневосточная, буддийская, конфуцианская. Каждая цивилизация в своем развитии может пройти четыре этапа: генезис, рост, упадок, дезинтеграция. Основной критерий этого подхода – прогресс в сфере духовности, понимаемый как становление и развитие религий.
Таким образом, доминантой формационного подхода является учет экономических факторов развития, центральным аспектом – цивилизационного подхода – учет других, прежде всего социальных факторов развития общества.
Виды экономических систем. Историческая классификация экономических систем включает системы прошлого и будущего. Границами, определяющими экономические системы, являются промышленная и научно-техническая революции.
4 вопрос. Общие условия хозяйствования: Кривая производственных возможностей. Альтернативная стоимость. Основные вопросы функционирования экономической системы.
Производственные возможности экономической системы ограничены редкостью применяемых ресурсов, которая по мере развития общества не только сохраняется, но и возрастает. Это обусловлено тем, что истощаются невоспроизводимые природные ресурсы, потребление дает новые импульсы для развития производства новых товаров и услуг. Качественные характеристики последних меняются, что вызывает рост потребностей в потребительских товарах и инвестициях. Поскольку все ресурсы ограничены, перед обществом стоит проблема выбора: отказаться от производства одного в пользу другого. Совокупность альтернатив общественного выбора представлено кривой производственных возможностей, или трансформации (рис.) Экономический смысл трансформации состоит в том, что общество осуществляет технологический выбор в экономике. График границы производственных возможностей иллюстрирует тот факт, что национальная экономика, полностью реализующая свой потенциал, не может увеличить производство какого-либо блага, не поступившись другим благом. Функционирование экономической системы на границе своих производственных возможностей свидетельствует об ее эффективности.
Поскольку производство различных благ альтернативно и взаимодополняемо: общество может увеличить производство одного товара, за счет сокращения другого. Этот отказ называется вмененными (скрытыми) издержками достижения выбранного обществом результата.
Сущность проблемы выбора в том, что, если каждый используемый для удовлетворения многообразных потребностей фактор ограничен, то всегда существует проблема альтернативности его использования и поиска наилучшего сочетания факторов производства.
Отражением данной проблемы является постановка трех основных вопросов функционирования экономической системы: что? как? для кого?
что? | Какие из возможных товаров и услуг должны производиться в данной экономической системе и в определенный период времени? | |
как? | При какой комбинации производственных ресурсов, с использованием какой технологии должны быть произведены выбранные из возможных вариантов товары и услуги? | |
для кого? | Кто будет покупать выбранные товары и услуги, оплачивать их, извлекая при этом пользу? Как должен быть распределен валовой доход общества от производства данных товаров и услуг? |
Вопросы что? как? для кого производить? не составляли бы проблемы, если бы, во-первых, материальные потребности общества, составляющих его индивидов и институтов были ограничены, и, во-вторых, ресурсы и производственные возможности общества, напротив, оказались бы безграничны и позволяли бы производить любой товар в неограниченных количествах.
Экономическая эффективность – это соотношение результатов и затрат в хозяйственной деятельности. Эффективная экономическая система предполагает рациональное поведение субъектов хозяйствования, которое заключается в том, что производитель и потребитель материальных благ и услуг максимизируют выгоды (результаты) и минимизируют затраты.
Вильфредо Парето, исследуя эффективность производства и распределения товаров в рыночной системе хозяйства при ограниченности ресурсов, пришел к выводу, что это такая ситуация, при которой никто не может улучшить свое состояние, не ухудшая положения хотя бы одного из участников рынка. Такое понимание эффективности в экономической литературе получило название оптимум Парето.