double arrow

Законодательство.. Причины возникновения монополистических объединении, их формы


Причины возникновения монополистических объединении, их формы. Монополия в условиях рыночной и командной систем. Антимонопольное

Типы рыночных структур

Вопрос 4

3. Разнообразные типы рынков можно классифицировать по различным критериям

  1. По экономическому назначению объектов рыночных отношений.

- рынок товаров и услуг,

- рынок труда,

- теневой рынок,

- рынок недвижимости

  1. По географическому положению

- местные,

- национальные (ВДНХ),

- мировые (нефти)

  1. По отраслям.

- рынок автомобилей,

- рынок нефти,

- зерна

  1. По характеру продаж.

- оптовый рынок,

- розничная торговля

  1. По степени ограничения конкуренции
  Совершенная конкуренция Несовершенная конкуренция
  монополистическая олигополия монополия
Количество фирм        
Тим продукта        
Доступность инфор        
Барьеры входа        
Контроль над Р        

Рынок совершенной конкуренции – рынок, на котором действует большое количество мелких фирм, реализующих мелкую продукцию. Доля каждого продавца на рынке мала и он не может существенно влиять на цену.




Рынок монополистической конкуренции – рынок характеризующийся большим количеством мелких фирм , производящих дифференцированную продукцию. (товар удовлетворяет одну и ту же потребность , но имеет качественные отличия.)

Рынок олигополии – рынок нескольких крупных продавцов каждый из которых имеет большое влияние на количество и цену товара. Продавцы стремятся объединиться.

Монопсония – рынок, на котором присутствует один покупатель.

Рынок монополии – рынок, на котором действует только один продавец. Учитывая спрос на товар, устанавливают цену.

Естественная монополия– это такое предприятие, которое удовлетворяет рыночный спрос с меньшими издержками чем если бы его обеспечивали несколько конкурирующих между собой предприятий.

Необходимость монополистических объединений порождена стремлением сохранять и увеличивать прибыли при резко обострившейся конкуренции предприятий-гигантов; такая конкуренция опасна: длительная, дорогостоящая, разорительная может привести к гибели фирмы.

Формы монополистических объединений: картель, синдикат, трест, концерн, конгломерат.

Монополия в условиях рыночной экономики базируется на собственной экономической мощи, потеря которой приводит к банкротству.

Монополия в командной экономике:

1. Базируется на административной мощи, нередко прикрывающей ее слабость в экономике. С помощью министерских дотаций существуют убыточные и малорентабельные (с малой доходностью) монополии (за счет средств высокорентабельных производств).



2. Имеет всеобъемлющий характер (трехзвенная система монополизма):

1-е звено - монополизм государства (на все формы собственности, на ресурсы и продукцию, на рабочие места, на доходы и т. д.).

2-е звено - ведомственный монополизм, основанный на отчуждении прав у непосредственных производителей товаров и передачи их управляющим структурам.

3-е звено - монополизм крупнейших предприятий соответствующих отраслей.

Антимонопольное законодательство призвано устранить (смягчить) отрицательные последствия монополизма с подощью следующих мер:

- установление пределов контроля рынка одной фирмой (в процентах; например; каждая фирма в отрасли по закону не имеет права выпускать более, чем 35% продукцию данной отрасли);

- запрещение применения принудительных условий в договорах со смежниками, с покупателями;

- запрещение соглашений по ценам фирм данной отрасли;

- запрещение соглашений между фирмами, по разделу рынков,

- запрещение создания препятствий в доступе на рынке,

- и т. д.

В случае неисполнения предусмотренных законом мер, фирмы-нарушители подвергаются штрафам, изъятиями прибыли и т. п. (вплоть до ликвидации фирмы). Сущность антимонопольных мер (демонополизации) заключается не в уничтожении крупного производства, а в поддержке конкуренции.

Чистая монополия. Барьеры вхождения в отрасль.

• Монополия - это исключительное право на обладание чем-либо (от греческих слов «монос» - один, «палео» - продаю => единственный продавец).



Экономическая монополия - это господствующее положение на рынке, реализуемое в • форме получения сверхприбыли.

Для чистой монополии характерно: наличие одного продавца

наличие уникального (нет близких заменителей) товара вход в отрасль для других фирм блокирован значительный контроль над ценой со стороны монополиста

• Барьеры вхождения в отрасль:

1 Естественные (т. е. обусловленные спецификой отрасли), в том числе:

1.1 Барьеры, связанные с особыми природными условиями, уникальными природными ресурсами (редкими, свободно не воспроизводимыми), что позволяет единственному продавцу диктовать цены на рынке и извлекать сверхприбыль. Примеры: уникальные лечебнице на Мертвом море, плодородные земли под виноградники в провинции Шампань (:=> производство истинного «Шампанского»).

1.2 Барьеры, связанные с тем, что в некоторых отраслях нерационально наличие более, чем одной фирмы (это явление характерно для так называемых «локальных» монополий в небольшом городе нерационально строить несколько параллельных линий электропередач, водопровода, телефонных сетей и т. п.). В указанных отраслях присутствует «эффект экономии на масштабах производства»: издержки на единицу продукции в долгосрочном периоде снижаются при расширении производства. В данной ситуации разделение выпуска продукции между двумя и большим количеством фирм приведет к тому, что масштабы производства каждой будут малы, а следовательно, будут выше издержки на единицу продукции, что снизит прибыль фирм.

• Естественные монополии не подлежат демонополизации, хотя возможно некоторое

их регулирование со стороны государства.

2 Искусственные, специально созданные фирмой, в том числе:

2.1 Юридические барьеры (патенты, лицензии, авторские права) - это не экономические барьеры => возникает закрытая (правовая) монополия, законодательно зашищенная юридическими запретами, наложенными на конкуренцию.

Примеры: фирмы Ксерокс Поляроид, Дженерал моторе, Дженерал электрик;

государственная монополия на выпуск денег, военной техники и т. д.

2.2 Криминальные барьеры - это не экономические барьеры => возникает закрытая монополия, защищаемая, незаконными методами (физическое насилие, шантаж и т.п .)

Искусственные монополии обычно регулируются государством.







Сейчас читают про: