Рисунок 1. График валового, среднего и предельного доходов в условиях совершенной конкуренции
Экономическое содержание дохода и прибыли. Виды прибыли.
Рентабельность и ее значение в экономической деятельности.
Распределение прибыли предприятия. Основные пути увеличения прибыли.
Экономическое содержание дохода и прибыли. Виды прибыли.
Экономические факторы (ресурсы) имеют своих собственников. Те сами их потребляют или, что чаще бывает, продают на рынках факторов (ресурсов) и получают за это плату в виде доходов. Покупатели ресурсов (преимущественно фирмы) имеют возможность оплатить их, так как продают на товарных рынках произведенную набазе экономических факторов (ресурсов) продукцию и также получают за это плату в виде доходов. Таким образом, доходами называются поступления от продажи экономических факторов (ресурсов) и продукции.
Виды факторных доходов
Доходы от экономических ресурсов (факторов производства) называют факторными доходами. Собственники факторов производства (экономических ресурсов) получают следующие виды доходов:
- от природных ресурсов – ренту (земельную, горную, плату за воду и т.д.);
- от трудовых ресурсов – заработную плату;
- от капитала – процент (как доход собственников денежного капитала) и прибыль (как доход собственников реального капитала);
от предпринимательских способностей – предпринимательский доход;
от знаний – доход от интеллектуальной собственности.
В хозяйственной жизни, особенно у фирмы, не всегда есть возможность разграничивать эти виды факторных доходов, тем более что они часто совмещаются с доходами от продажи продукции.
Поэтому доход чаще всего рассматривают как важнейший экономический показатель работы предприятия фирмы, отражающий их финансовые поступления от всех видов деятельности, конечным результатом которой выступает произведенная и реализованная продукция (оказанные услуги, выполненные работы), оплаченные заказчиком.
В экономической теории различают следующие виды дохода:
1. Валовой (совокупный) доход (
- Total Revenue) – это сумма дохода, получаемого фирмой от продажи определенного количества блага. Его еще называют выручкой. 
2. Средний доход (
- Average Revenue) – доход, приходящийся на единицу проданного блага. В условиях совершенной конкуренции средний доход равен рыночной цене. 
3. Предельный доход (
- Marginal Revenue) – приращение дохода, которое возникает за счет увеличение выпуска продукции на дополнительную единицу. Предельный доход позволяет оценить возможность окупаемости каждой дополнительной единицы выпускаемой продукции. И в сочетании с показателем предельных издержек служит стоимостным ориентиром возможностей расширения предприятия.
В условиях совершенной конкуренции предельный доход равен рыночной цене.
На дуге: 
В точке: 

В условиях несовершенной конкуренции цена является переменной величиной и зависит от объема продаж, т.е.
, тогда
.
Тогда
.
- называют средней ценой.
На дуге:
- измеряет наклон
на дуге.
В точке:
.
Рисунок 2. Общий и предельный доход, эластичность спроса
в условиях несовершенной конкуренции

Далее проследим взаимосвязь предельного дохода и эластичности спроса
.
1) 



, т.е.
, значит в этой точке нет изменения
. В этой точке
- максимален.
2) 
величина
возрастает,
,
.
3) 
величина
убывает,
,
.
Таким образом, валовой доход достигает своего максимума, когда предельный доход равен нулю.
Прибыль - выступает как превышение доходов от продажи товаров (услуг) над произведенными затратами.
В общем виде прибыль (
- profit) определяется как разность между валовой выручкой и валовыми издержками:
.
Прибыль является одним из обобщающих оценочных показателей деятельности предприятий (организаций, учреждений).
Огромное значение прибыли вызвало к жизни различные теории (концепции, гипотезы), объясняющие природу прибыли или ее составных частей.
1) теория прибыли как дохода от экономических ресурсов (факторов производства) была описана выше. Ее суть состоит в том, что каждый фактор производства приносит факторный доход (или прибыль как разницу между валовым факторным доходам и издержками содержания, накопления и эксплуатации факторов производства). Данную теорию разделяют большинство экономистов. Остальные теории скорее дополняют ее.
2) Компенсаторная и инновационнаятеория прибыли, в сущности, сводит прибыль к предпринимательскому доходу и поэтому рассматривает ее как плату (компенсацию) предпринимателю за его предпринимательскую деятельность. Причем эта плата состоит из двух частей: платы за обычный рутинный труд по управлению предприятием и платы за тот управленческий труд, который ведет к получению сверхприбыли. Первая часть прибыли совпадает с тем, что называется нормальной прибылью. Вторая часть прибыли возможна тогда, когда в условиях неопределенности (а будущее всегда неопределенно) предприниматель пошел на риск, например на выпуск новых товаров, и этот риск оказался оправданным. Эта часть прибыли выступает как компенсация предпринимателю за его риск и изобретательность. Ее объясняют также тем, что, когда предприниматель вводит технологические, организационные и другие инновации, он получает за них компенсацию.
3) теория монопольной прибыли объясняет те случаи, когда прибыль является следствием недостаточной конкуренции или даже монополии. В этом случае фирма монополист будет устанавливать цену на свою продукцию таким образом, чтобы не только покрывать все издержки, но и получать сверхприбыль. Ее существование также объясняется наличием высоких барьеров входа и выхода в отрасль, которые включают в себя естественные (положительный эффект от масштаба) и искусственные (институционально созданные, например создание гос. монополий, лицензирование, существование торговых марок, патентов авторских прав, собственности на естественные ресурсы)
Прибыль выполняет две важнейшие функции:
1) характеризует конечные финансовые результаты деятельности предприятия, размер его денежных накоплений;
2) является главным источником финансирования затрат на производственное развитие предприятия (налог на прибыль - важнейший элемент доходов государственного бюджета).
Основной принцип деятельности предприятия (фирмы) состоит в стремлении к максимизации прибыли. По этой причине прибыль выступает основным показателем эффективности производства.
Источниками прибыли выступают:
1) экономическая прибыль может рассматриваться как вознаграждение за принятие предпринимателем риска, связанного с неопределенностью, присущей развитию рыночной экономики;
2) экономическую прибыль можно рассматривать как вознаграждение за инновации;
3) источником экономической прибыли может стать обладание монопольной властью на рынке.
В экономической теории выделяют следующие виды прибыли:
- по характеру издержек, которые несет предприятие, выделяют:
1) бухгалтерскую прибыль – это разница между валовым доходом и явными издержками.
2) экономическую прибыль – это разница между валовым доходом и всеми издержками (явными и неявными).
В этой связи бухгалтерская прибыль (реальная денежная) по величине всегда больше экономической прибыли (которая демонстрирует экономический смысл хозяйственной деятельности).
- по размеру (величине) прибыли выделяют:
1) отрицательную прибыль (или ситуацию убытка) – это ситуация когда валовые издержки превышают валовой доход (
). (см. рис 3).