Матрица, связывающая компетенции с выполнением функций

Функция Стратегическое мышление Решение проблем Убеждение Управление персоналом Обучение и развитие Обслуживание клиентов Развитие бизнеса
Компетенция              
Широта знаний X X X X      
Острота восприятия X X X X X    
Воображение X X X X X X X
Организованность   X   X X X X
Стремление к результату   X X X X X X
Уверенность в себе X X X X X X X
Чувствительность   X X X X X X
Сотрудничество   X X X X X  
Терпение X   X X X X  

К сожалению, новое начинание было мгновенно испорчено, когда Бояцис «завещал» компетенциям всю путаницу, которая окружала черты, свойства, мотивы и т.д., заметив, что компетенции можно определять, используя эти термины. Возможно, когда он давал свое определение, он предполагал, что те, кто читает его книгу, обладают очень серьезными психологическими знаниями. Многих оно увело в сторону от такого факта, как то, что хотя компетенция и может быть характерной чертой человека, все-таки, по сути, это только удобный способ обобщенно назвать поведение людей. Потенциальная путаница возрастает благодаря использованию таких терминов, как «мягкие компетенции» или «мягкие навыки», когда говорят о таких качествах, как способность к творчеству и чувствительность. Мягкие компетенции противопоставляются тем, которые дают возможность четко отделить видимые качества, такие, как планирование и организованность. Разделение было произведено, например, Джекобсом (Jacobs, 1989), который заявил, что мягкие компетенции невозможно измерить на Центре Оценки и что их важность возрастает во времена, когда происходят быстрые перемены. Мягкие и все остальные компетенции - это только обобщенные описания поведения. Люди ведут себя творчески (например, выдают оригинальные идеи решения проблем и т.д.) - и так мы узнаем, что они обладают творческими способностями. Люди проявляют чувствительность (например, принимают во внимание потребности других людей и т.д.), и так мы узнаем, что они обладают чувствительностью. Аналогично можно узнать, что люди обладают тем, что Бояцис называет «ориентацией на эффективность», потому что они в различных ситуациях ведут себя, проявляя свою эффективность. В итоге компетенции и черты - это описания поведения. По сути, это одно и то же - они не дают объяснения поведения.

Компетенции и технические навыки

Помимо поведенческих компетенций, анализ работы может также выявить специфические «технические» навыки, знания и умения, необходимые для ее выполнения. Если называть их компетенциями, то можно опять все запутать, поэтому лучше использовать другой «лейбл». Такие знания и умения особенно характерны для работ, связанных с определенной профессией, например работа адвоката. Адвокату нужно хорошо владеть многими из перечисленных в Таблице 2 компетенциями. Вдобавок, есть еще ряд профессиональных знаний и умений, такие, как знание Гражданского Кодекса и умение составить завещание. Эти профессиональные знания, вероятно, могут быть результатом (и, возможно, могут быть оценены только посредством проверки обладания определенным уровнем) опыта и квалификации. Однако важно заметить, что для того, чтобы быть хорошим адвокатом, надо обладать как этими профессиональными навыками, так и поведенческой компетентностью. Нужно будет использовать информацию о профессиональных требованиях при разработке Центра Оценки, включая, например, интервью, фокусирующееся на предыдущем опыте работы кандидата, а также, возможно, представление портфолио, если в этом есть необходимость (например, для творческих специальностей). Модель, представляющая взаимосвязь показателей, которые возможно измерять в Центре и которые могут быть обнаружены с помощью анализа работы, представлена на Рисунке 6.




double arrow
Сейчас читают про: