1. При одних и тех же издержках чистый монополист сочтёт выгодным ограничить объём производства и назначить более высокую цену, чем сделал бы конкурентный продавец. Это ограничение объёма производства вызывает нерациональное использование ресурсов, о чём свидетельствует тот факт, что цена превышает предельные издержки на монополизированных рынках.
2. Издержки производства монополистов и конкурентных фирм могут быть неодинаковые. С одной стороны, эффект масштаба может сделать более низкие издержки на единицу продукции доступными для монополистов, но недоступными для конкурентов. С другой стороны, Х- неэффективность – неспособность производить с наименее дорогой комбинацией вводимых ресурсов – более свойственна для монополистов, чем для конкурентных фирм. Монополисты могут осуществлять значительные затраты, чтобы сохранить монопольные привилегии (расходы, связанные с сохранением монополии).
3. Предпринимательская монополия способствует неравенству в распределении дохода. Благодаря своей рыночной власти монополисты назначают более высокую цену, чем сделала бы чисто конкурентная фирма.
|
|
4. Экономисты не сходятся во мнении относительно того, насколько чистая монополия способствует научно- техническому прогрессу. Одни полагают. Что чистая монополия способствует научно-техническому прогрессу, так как имеет экономические прибыли, которые можно направить на финансирование научно-исследовательских работ. Другие экономисты доказывают, что стимулы монополиста разрабатывать новую технику или продукцию будут слабыми: отсутствие конкурентов означает, что нет автоматического стимула к научно-техническому прогрессу на монополизированном рынке.
5. В условиях совершенной конкуренции производство ведётся до той точки, где цена, по которой потребитель готов купить последнюю произведённую единицу продукции, в точности равна альтернативным издержкам её производства. Все возможные выгоды, получаемые от торговли, полностью реализуются в форме излишков потребителей и производителей.
В условиях монополии производство прекращается, не достигнув этой точки. Излишек потребителя меньше, а излишек производителя больше, чем при совершенной конкуренции. Некоторые потенциальные выгоды торговли остаются нереализованными. Именно из-за этих чистых потерь монополия и считается одной из форм фиаско рынка.
P
S
PE E
D
Q
А) конкурентный рынок
P
P MC
MC
MR D
Q Q
Б) чистая монополия
Сравнение монополии и конкуренции позволяет выявить 3 различия:
1. в условиях монополии излишек потребителя меньше
|
|
2. излишек потребителя в условиях монополии больше
3. в условиях монополии суммарные излишки потребителя и производителя меньше.
Чистые потери – потери излишков потребителя или производителя, которые не скомпенсированы ничьей прибылью.
Вышеизложенное позволяет сделать некоторые выводы о функционировании рынка в условиях чистой монополии.
1. Простая монополия может привести к фиаско рынка, если в ситуации равновесия цена превосходит предельные издержки.
2. Закрытые монополии представляют собой наиболее серьёзную угрозу как потенциальные виновники фиаско рынка. Их защищают правовые барьеры. Издержки, связанные с поиском ренты, нередко увеличивают размеры чистых потерь.
3. Открытая монополия наименее опасна с точки зрения фиаско рынка. Угроза появления новых конкурентов ограничивают возможности фирм получать прибыль. В результате проведения стратегии лимитирующего ценообразования цена весьма близка к издержкам.