Долгосрочное равновесие фирмы при монополистической конкуренции

Если фирмы в краткосрочном периоде получали экономическую прибыль, то это стимулирует к входу на рынок новых фирм – конкурентов, что приводит к увеличению числа видов предлагаемой продукции и снижению спроса для всех соперничающих фирм. По мере того, как спрос на продукцию присутствующих на рынке фирм падает, начинается снижение цены и уровня экономической прибыли. И наоборот, убытки, которые несут фирмы в краткосрочном периоде, подталкивают их к выходу с рынка. Так как фирмы покидают рынок, количество видов предлагаемой продукции сокращается, уменьшение числа фирм ведёт к увеличению спроса на товары оставшихся на рынке фирм. По мере того, как спрос на продукцию остающихся на рынке фирм растёт, убытки сокращаются. Процесс «миграции» фирм продолжается до тех пор, пока экономическая прибыль не достигает нулевой отметки. В долгосрочном периоде существует тенденция к получению нормальной прибыли, или другими словами, к безубыточности. Долгосрочное равновесие фирмы на рынке монополистической конкуренции представлено графически:

P

MC

ATC

AC=P D

MR

Q0 Q

Р-АС=0 экономическая прибыль равна нулю

Новые фирмы не имеют побудительных мотивов к входу на рынок, а существующие – не имеют стимулов к выходу. Кривая спроса на рисунке касается кривой средних общих издержек, т.е. цена устанавливается на уровне средних общих издержек Р=АС.

Долгосрочное равновесие на рынке монополистической конкуренции характеризуется 2 свойствами:

1. Как и на рынке чистой монополии цена товара превышает предельные издержки фирмы (P>MC).Данный вывод следует из того, что максимизация прибыли требует равенства предельного дохода MR предельным издержкам МС, а вследствие отрицательного наклона кривой спроса предельный доход меньше цены.

2. Как и на конкурентном рынке, цена равняется средним общим издержкам, так как свободный вход и выход фирм с рынка ведёт к установлению нулевой экономической прибыли.

Второе свойство показывает отличие рынка монополистической конкуренции от чистой монополии. Так как чистая монополия – единственный продавец продукции, не имеющий близких заменителей, она имеет возможность получать положительную экономическую прибыль даже в долгосрочном периоде.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: