double arrow

Монополистическая конкуренция. Краткосрочное и долгосрочное равновесие фирмы при монополистической конкуренции

Монополистическая конкуренция подразумевает такую рыночную ситуацию, при которой относительно большое число небольших производителей предлагают похожую, но не идентичную продукцию.

Монополистическая конкуренция предполагает смешение монополии и конкуренции: точнее, монополистическая конкуренция включает в себя очень значительный объём конкуренции, смешанный с небольшой дозой монопольной власти.

К этому типу рыночной структуры относятся рестораны, станции технического обслуживания, рынки стиральных порошков, мыла, парфюмерии, обуви, сеть парикмахерских, пекарни и др.

В данной модели монополизм, весьма ограниченный большим количеством конкурентов, основан на дифференциации продукта. Как монополист, монополистически конкурирующая фирма является «искателем цены», сталкивающимся с убывающей кривой спроса. Кривая спроса убывает, потому что продукт каждой фирмы несколько отличается от товаров, производимых их конкурентами. Поэтому каждая фирма может, по крайней мере, незначительно поднять цены, не потеряв при этом всех своих покупателей.

Следует выделить несколько важных признаков монополистической конкуренции:

1. На рынке присутствует относительно большое число мелких фирм.

2. Каждая фирма обладает относительно небольшой долей рынка, поэтому она имеет очень ограниченный контроль над рыночной ценой.

3. Каждая фирма определяет свою ценовую политику, не учитывая возможную реакцию со стороны конкурирующих фирм.

4. Дифференциация продукта, которая принимает ряд форм:

1. Качество продукта.

2. Услуги и условия, связанные с продажей продукта.

3. Размещение.

4. Стимулирование сбыта и упаковка.

5. Лёгкое вступление в отрасль.

6. Неценовая конкуренция.

Монополистическая конкуренция возникает там, где хозяйствуют десятки фирм, тайный сговор между которыми невозможен. Каждая фирма действует на свой страх и риск, сама определяет свою ценовую политику. В противоположность совершенной конкуренции, одним из основных признаков монополистической конкуренции является дифференциация продукта. В условиях дифференциации продукта трудно найти две фирмы, которые производили бы один и тот продукт или услугу. В условиях монополистической конкуренции экономическое соперничество сосредотачивается не только на цене, но также и на таких неценовых факторах, как качество продукта, реклама и условия, связанные с продажей продукта. Вступит в отрасль с монополистической конкуренцией достаточно легко. То, что производители в условиях монополистической конкуренции являются типично небольшими по размерами фирмами как в абсолютном, так и в относительном выражении, предполагает, что эффект масштаба требующийся капитал невелики. С другой стороны, по сравнению с совершенной конкуренцией могут быть некоторые дополнительные финансовые барьеры, порождённые потребностью получения продукта, отличающегося от продуктов конкурентов, и обязательством рекламировать этот продукт.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: