Крестьянский социализм»

Своеобразным результатом дискуссий стал русский «крестьянский социализм», наложивший глубокий отпечаток на всю последующую социально-экономическую мысль и даже на практику преобразований в экономике и политике.

Несомненным основателем русского «крестьянского социализма» был Александр Иванович Герцен (1812—1870). Начинал он как прогрессивно настроенный западник, для которого сравнения политического и экономического строя Западной Европы и России всегда оказывались не в пользу России. В 1847 г., после ссылки, он эмигрировал в Европу, полный надежд на социалистическое переустройство общества благодаря революционным выступлениям европейского рабочего класса и других отрядов трудящихся.

Революционные выступления не замедлили произойти. В 1848 г. по всей Европе прокатились революционные выступления рабочих. К. Маркс и Ф. Энгельс опубликовали знаменитый «Манифест Коммунистической партии». А.И. Герцен с энтузиазмом воспринял эти события, но очень скоро наступило разочарование и отрезвление.

Революции были подавлены, реакция восторжествовала, в Европе «ничего не произошло». Мучительно обдумывая происшедшее, он пришел к выводу о том, что европейский пролетариат не имеет социалистического потенциала, не способен осуществить революцию. Это, кстати, был пункт, разводящий в разные стороны двух знаменитых современников и даже в некотором роде соседей по месту жительства в Лондоне — К. Маркса и А.И. Герцена. Для Маркса именно рабочий — самый передовой и организованный субъект исторического развития. Для Герцена пролетариат — это «оспа» современного общества.

Невольно А.И. Герцен обратил свое исследовательское внимание на русского крестьянина и русскую общину. Теперь здесь он стал искать зачатки и элементы социализма. Феномен живучести русской общины с 1840-х гг. стал предметом внимания русской общественности. Но если славянофилы видели в общине опору самодержавия и православия, то демократы стали усматривать в ней основу для будущего социалистического переустройства России.

Глубоко изучив классические политэкономические труды Смита и Рикардо, хорошо зная опубликованные работы К. Маркса, А.И. Герцен стал склоняться к мысли, что все эти труды с большей или меньшей адекватностью отражают исключительно западноевропейские процессы, что России требуется свое, национальное социально-экономическое учение, главным субъектом которого -станет свободная от крепостнической зависимости и самодержавия крестьянская община.

Впрочем, будучи добросовестным ученым, Герцен не идеализировал общину и не преувеличивал ее возможности. В 1869 г. он написал замечательную работу «К старому товарищу». Обращаясь к М.А. Бакунину, Герцен обобщил свои социально-экономические наблюдения. Безусловно веря в социалистическое будущее России, он высказал замечательную мысль, которую не раз потом забывали русские революционеры: социализм должен быть обоснован экономически. Пока капитализм способен на саморазвитие, попытки свергнуть его обречены. С другой стороны, социализм нельзя построить на голом насилии, к чему склонялся знаменитый анархист Бакунин. Герцен здесь выступил в защиту гуманистического содержания социализма.

Но самое интересное — это его спокойное объективное отношение к крестьянам. Он твердо верил, что крестьяне, имея опыт общинного хозяйствования, легко воспримут социалистическую идею, но в то же время понимал, что, будучи мелкими собственниками, они поверят в социализм только если социально-экономические факты смогут их убедить в более высокой эффективности социалистического хозяйствования. Поэтому социалистическую революцию надо тщательно готовить, не надеясь на стихийно-бунтарские тенденции в крестьянстве.

Община, по мысли Герцена, — это первичная ячейка демократии. К тому же это «спасение от Мальтуса», в общине всем есть место за столом. Пока существует община, крестьяне имеют гарантии против голода.

Вот эти-то идеи А.И. Герцена и стали разрабатывать российские демократы и революционеры, и среди них — звезда первой величины Николай Гаврилович Чернышевский (1828—1889). Выдающийся писатель, философ и литературный критик, он оставил большое экономическое наследие. Среди его работ есть и чисто политико-экономические: «Капитал и труд», «Очерки из политической экономии».

Н.Г. Чернышевский выступил прежде всего как выдающийся критик крепостничества. Он подошел к проблеме как экономист, доказав убыточность «обязательного труда», нерентабельность крепостнического хозяйства. Паразитизм феодалов выявляется тоже с политэкономической точки зрения. Если капиталистическое хозяйство функционирует благодаря авансированию капитала, то крепостники-помещики не авансируют ничего, получая свои доходы исключительно по титулу собственности. Отсюда и революционная программа Чернышевского: ликвидация помещичьего землевладения, бесплатное наделение крестьян землей.

Одновременно Чернышевский выступает критиком и капитализма. Вполне осознавая профессивность капитализма по сравнению с феодальным строем, особенно в плане развития производительных сил, Чернышевский подчеркивает отрицательные стороны капитализма в социальном плане. То, что у Герцена называлось «оспой», Чернышевский назвал «язвами пролетариатства». Он имел в виду то, что пролетаризация крестьянского населения сопровождалась пауперизмом, моральной деградацией, ростом преступности и алкоголизма.

Отметим здесь, что много позже, в 1911 г., эти мысли Чернышевского нашли статистические подтверждения в работе В.К. Дмитриева «Критические исследования о потреблении алкоголя в России». Рассмотрев статданные за 40 лет, Дмитриев показал, что во время промышленных подъемов, когда росло количество рабочих, а крестьяне уходили от привычного образа жизни в фабричные бараки и казармы, резко возрастали потребление алкоголя, преступность и проституция. И напротив, в периоды спада, когда крестьяне возвращались в деревни, социальная статистика становилась более благоприятной.

Именно об этом думал Чернышевский, говоря о «язвах пролетариатства». Как и Герцен, он не идеализировал общину, но предполагал, что на ее базе можно избежать капиталистического развития вместе с его пороками.

Чернышевский выдвинул динамичную модель «крестьянского социализма». Для него община не есть нечто застывшее и косное, он предполагал возможность по крайней мере трех этапов развития русской крестьянской общины. На первом этапе общинное владение землей сопровождалось индивидуально-семейным производством крестьян. На втором возникало уже общинное производство с распределением по труду. И лишь на третьем, в отдаленном будущем, общинное распределение и потребление станут итогом общинного производства. В конечном счете все население страны станет трудиться в неких промышленно-землевладельческих товариществах с развитой планомерной сетью распределения продукта. Сейчас трудно спорить о степени утопичности программы Чернышевского. Во всяком случае, примем за факт, что она не реализовалась. В то же время идеи Н.Г. Чернышевского породили обширную народническую литературу и революционно-народническое общест-венное движение, которое до начала 1880-х гг. было очень популярным в среде демократической общественности, прежде всего студенческой молодежи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: