На фоне идейно-политической борьбы в России неспешно и на первый взгляд невидно развивались профессиональные экономические и собственно политэкономические исследования. Политическая экономия преподавалась в университетах и политехнических вузах, издавались специальные журналы. Можно даже сказать, что в канун отмены крепостного права и два десятилетия после нее в России наблюдалась своеобразная мода на экономические дискуссии.
Два имени хотелось бы назвать среди профессиональных экономистов: Иван Васильевич Вернадский (1821 — 1884) и Александр Иванович Чупров (1842—1908). Их многое объединяет: оба были популярнейшими профессорами российских университетов, страстными публицистами, оба правоверные рикардианцы, оба прекрасные историки экономической мысли. Но, естественно, во многом их взгляды различались. И.В. Вернадский был сторонником классического либерализма. Он постоянно дискутировал как с правыми — крепостниками, так и с левыми — революционными демократами. В частности, резкой критике были подвергнуты социалистические проекты Чернышевского. Для Вернадского социализм — «опасная фантазия», результат пауперизма. По мере развития российской экономики, роста производительности труда и благосостояния граждан интерес к социалистическим идеям будет падать, считал он.
А.И. Чупров, крупный экономист, статистик, создатель специальной дисциплины — экономики транспорта, блестящий педагог, впервые введший в российских вузах семинарские занятия по политэкономии, занимал более демократические пронароднические позиции. Он считал общины, кооперативы и другие ассоциации трудящихся ячейками русской государственности. В социалистических идеях его привлекали программы совместной производственной деятельности, ассоциативности в противоположность буржуазному индивидуализму. Понимая всю прогрессивность развития рыночного производства, он видел в нем одну вопиющую несправедливость — постоянно воспроизводимую возможность разорения даже рационально ведущихся хозяйств. Выход из этого противоречия он и видел в развитии кооперативных хозяйств.
Уже в новом веке в полном соответствии со своими идеями он осудил столыпинские реформы как несвоевременную и насильственную попытку разрушить коллективистские способы производства в российской деревне.
Характерно, что, долгое время с большим уважением относясь к К. Марксу, Чупров после революции 1905—1907 гг. стал критиковать и марксистов. Можно сказать, что Чупров один из первых искал в новых условиях серединный путь для России, некое подобие современного «социального рыночного хозяйства».
Таким образом, мы видим, что при всей своей самобытности русская экономическая мысль находилась в русле основных течений мирового развития науки.
Основные понятия
Крестьянский социализм
Общественный земельный фонд
Контрольные вопросы
1. Как оценивал роль крестьянской общины в России А.И. Герцен?
2. Каковы основные положения революционной программы Н.Г. Чернышевского?
3. Какую оценку столыпинским реформам давал А.И. Чупров?