Разложение рикардианской школы

Начал это отступление французский экономист Жан-Батист Сэй (1767—1832). Обычно в критической литературе Ж.-Б. Сэйпро-ходит по разряду вульгаризаторов классического учения, но в то же

1 Аникин А.В. Юность науки: Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса. М., 1979. С. 250.

2 Автору приятно отметить, что в отличие от Смита, который относил ученых и преподавателей к категории непроизводительных работников (вместе с танцовщиками), Мальтус признавал большое значение работников сферы нематериального производства, содействующих созданию и реализации общественного продукта.

время Сэй был наиболее известным экономистом, лектором и публицистом в первой трети XIX в., много сделавшим для популяризации экономической науки среди европейской интеллигенции. С Сэем с удовольствием переписывались Рикардо, Мальтус и Сисмонди — крупнейшие авторитеты того времени. Именно Сэй впервые строго определил предмет политической экономии как науки о производстве, распределении и потреблении богатства. Впоследствии это понимание предмета было развито Дж.С. Миллем и многими другими экономистами.

Не отказываясь от идеи о трудовом происхождении стоимости, Сэй утверждал, что стоимость создается не только трудом. В производстве участвуют три фактора: труд, капитал и земля. Они не могут функционировать друг без друга и, следовательно, взаимодействуя, вместе создают полезные блага, а полезность придает благам стоимость. Каждый фактор создает свою долю в стоимости, которая превращается в соответствующий доход: заработную плату, прибыль и ренту. В таком случае, во-первых, подтверждается смитианская идея, что сумма доходов есть стоимость, а во-вторых, отвергается взгляд на стоимость как явление, полное антагонизмов.

На первый взгляд здесь всего лишь нюансировка в трактовках, но если вглядеться внимательнее, то мы увидим существенные различия, которые лишь поначалу не бросаются в глаза. У Смита — Рикардо один источник стоимости, а у Сэя — три. С социальной и даже политической точки зрения схема Сэя приводит к выводу о гармоничности капиталистического общества. Здесь каждый субъект рыночных отношений получает свою долю в общественном продукте, а доходы есть не что иное, как факториальные издержки. Если по Рикардо у всех форм доходов один источник — труд, а прибыль и рента есть вычеты из продукта труда рабочего, то по Сэю у каждого дохода свой источник: труд порождает зарплату, капитал — прибыль, а земля является источником ренты.

Если из идей Рикардо вполне можно было сделать выводы о «классовых раздорах» в обществе, то из идей Сэя этого сделать было нельзя. В концепции Сэя капиталистическое общество — это общество социального партнерства. Возможно, что именно это обстоятельство вызвало в свое время раздражение Маркса — самого резкого критика Сэя. Точка зрения Сэя — это действительно явный отход от трудовой теории, который привел к особой трактовке макроэкономического воспроизводственного процесса, долгое время господствовавшей в политико-экономических трактатах и опровергнутой сначала К. Марксом, а позже Дж.М. Кейнсом.

Сэй вслед за Смитом разлагает стоимость на доходы. Отсюда следует, что если все доходы в денежной форме будут потрачены, то вся созданная в обществе стоимость будет реализована. Поскольку это так, постольку в рыночном обществе невозможны кризисы перепроизводства. Эта простая мысль вошла в историю как «закон Сэя». Логика Сэя проста, но не точна. В его размышлениях функции денег трактуются неверно: деньги — это лишь инструмент обращения товаров, они не имеют иного, относительно самостоятельного, назначения. Деньги человеку нужны только для того, чтобы купить средства производства или предметы потребления. Сэй практически игнорирует процесс накопления в денежной форме и признает только отложенный спрос. Таким образом, в «теории сбыта» Сэя действительно проявляются упрощения, впрочем, вполне объяснимые исторически: ведь кризисы перепроизводства в его время еще не носили разрушительного характера и считались лишь временными конъюнктурными затруднениями1. Однако его взгляд на «три фактора производства» впоследствии был использован в теории производственной функции. Во всяком случае, вполне утвердившаяся в науке модель Кобба — Дугласа есть не что иное, как осовремененная и математизированная версия идеи Сэя. Поэтому современному экономисту надо с осторожностью относиться к обвинениям в «вульгаризации» теории Сэем. Вернее и объективнее рассматривать труды каждого ученого в его времени, а, не с высот сегодняшнего знания, ведь тогда и Аристотель, и Смит могут показаться людьми, знающими меньше, чем современный студент, сдавший экзамен по экономической теории.

В защиту классического учения бросились сторонники покойного Рикардо: Дж.Милль, Док.Р. Мак-Куллох, Н.В. Сениор. Все они были философами и естествоиспытателями, увлекались механикой. И именно это наложило своеобразный отпечаток на их аргументацию. Сэй не прав, утверждали они, стоимость создается только трудом. Но труд они определяли в терминах механики и физики как

1 Объективности ради отметим, что в неявной форме идея о невозможности перепроизводства присутствовала и в труде Д. Рикардо. Он был добросовестным человеком и, возможно, исследовал бы кризисы перепроизводства, если бы наблюдал их. Рикардо умер в 1823 г., а первый кризис в Англии произошел в 1825-м.

всякую работу. Там, где происходит механическое, химическое и даже биологическое движение, затрачивается энергия, совершается работа, там затрачивается и труд. И, следовательно, создается стоимость. Старое вино, пролежавшее в бочке 10 лет, в сотни раз дороже молодого вина. Причину этого в рамках трудовой теории объяснить трудно, ведь за 10 лет никто не затрачивал своего труда и, следовательно, не увеличивал стоимость вина. Нет, отвечают ри-кардианцы, — в бочке происходили биохимические процессы, совершалась работа, а потому и возрастала стоимость.

Тогда понятно, почему равновеликие капиталы приносят равновеликую прибыль в различных отраслях производства. Если в текстильном производстве меньше машин и больше труда, а в судостроении больше машин и меньше труда на единицу капитала, то в первом случае большая часть стоимости создается трудом рабочих, а во втором — работой машин. Так что прав Рикардо, а не Сэй: в стоимости товаров ничего кроме труда не содержится.

Легко понять, что здесь происходит решительное отступление от позиций классиков, самая настоящая вульгаризация. Но, пожалуй, высшей точки вульгаризации рикардианская теория достигла в работах Сениора. Он считал, что движения души, человеческие переживания тоже плодотворны в отношении стоимости. При этом он ссылался на Смита, который действительно писал о жертвах и переживаниях в процессе трудовой деятельности. Но для Сениора сами переживания есть трудовая деятельность, работа. Если, скажем, владелец денег воздерживается от приобретения потребительских благ, а покупает средства производства и труд, он переживает и требует за свои переживания плату от общества. В свою очередь рабочие воздерживаются от досуга, покоя и даже свободы, нанимаются на работу и требуют своей доли. В этой концепции от ри-кардианства не остается ничего. Впрочем, запомним точку зрения Сениора. Через полвека она будет реанимирована в концепции австрийской школы.

В рамках трудовой теории стоимости разрешил противоречия классического учения К. Маркс, завершив тем самым развитие этой теории.

Впрочем, среди последователей классического учения были и очень серьезные исследователи, которых невозможно отнести к вульгаризаторам. Среди них — выдающийся экономист Джон Стюарт Милль (1806—1873)1. Его огромный труд «Основы политической экономии»1 был издан в 1848 г. Это произведение долгое время служило учебником в университетах англосаксонских стран. Написанная квалифицированно и доступным языком, книга явилась прекрасным обобщающим изложением классической концепции. Именно Дж.С. Милль положил начало традиции излагать экономические проблемы в соответствии с фазами воспроизводства: производствораспределениеобмен — потребление3.

Чтение его произведения сначала порождает мысль о том, что «это уже было». Кажется, что в труде Милля нет ничего нового: все известно из трудов Смита, Рикардо, Мальтуса, Сэя и Сениора. Но постепенно читатель начинает внедряться в новаторские идеи автора, с удивлением обнаруживая в тексте симпатии к рабочему классу и вполне благосклонное отношение к социалистическим идеям, правда, абсолютно не революционным.

Прав был К. Маркс, отнеся труды Дж.С. Милля к синкретическому4 направлению экономической мысли на том основании, что он старался «согласовать политическую экономию капитала с притязаниями пролетариата»5. С точки зрения Милля, между собственником средств производства и наемным рабочим нет неразрешимых противоречий. Более того, в некоторых случаях рабочего можно представить как своеобразного капиталиста, ведь рабочий даром авансирует свой труд капиталисту до получения заработной платы: «Рабочий в той мере, в какой он располагает необходимыми для самообеспечения средствами, по сути дела, является капиталистом, который, предоставляя часть необходимых для ведения дела

1 Сын Джеймса Милля.

2 Точное название книги в русском переводе: Милль Дж. С. Основы политической экономии и некоторые аспекты их приложения к социальной философии: в З т. М., 1980-1981.

3 Собственно потреблению не придавалось большого значения. Вот как называются разделы книги Милля: «Производство», «Распределение», «Обмен», «Влияние общественного развития на производство и распределение», «О влиянии правительства». Традиция исследовать экономические явления с точки зрения потребителя появилась в 1870-х гг. в трудах маржиналистов.

4 Синкретизм — эклектическое сочетание разнородных, противоречивых воззрений.

5 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23. С. 17— 18.

средств, вкладывает в данное предприятие свой капитал»1. Рассматривая такую сложную категорию рыночной экономики, как прибыль, Милль дает, по существу, взаимоисключающие ее трактовки. С одной стороны, «прибыль должна предоставить достаточный эквивалент за воздержание, возмещение за риск и вознаграждение за труд и искусство, необходимые для осуществления контроля над производством»2. С другой стороны, «причиною прибыли является то, что труд производит больше, чем требуется для содержания выполнивших его работников»3.

Такого рода противоречивыми определениями полна его книга. Но самое удивительное заключается в том, что в этом учебнике для университетов спокойно провозглашается необходимость смены капиталистической системы социалистической. Милль утверждает: «Нельзя ожидать, что деление человечества на два неравноправных класса — нанимателей и наемных работников — может сохраняться постоянно»4. Более того, преодоление враждебности может предоставить определенные выгоды капиталистам: «Рано или поздно для класса работодателей окажется невозможным жить в тесном и постоянном контакте с людьми, чьи интересы и чувства враждебны по отношению к ним. Капиталисты почти также, как и работники, заинтересованы в организации производства на такой основе, когда те, кто работает на них, могли бы почувствовать такую же заинтересованность в работе, как и лица, работающие на себя»5.

Милль был первым экономистом, который предложил реформистскую программу разрешения противоречий капиталистической социально-экономической системы. Он не исключал того, что отношения между хозяевами и работниками «будут постепенно вытеснены отношениями партнерства в одной из двух форм: в некоторых случаях произойдет объединение работников с капиталистами, в других, — а возможно, в конечном итоге и во всех — объединение работников между собой»6. В первом случае рабочие начинают участвовать в прибылях (и примеры этого были уже из-

1 Милль Дж. С. Основы политической экономии и некоторые аспекты их приложения к социальной философии: в 3 т. М., 1980—1981. Т. 2. С. 144.

2 Там же. С. 129.

3 Там же. С. 143.

4 Там же. Т. 3. С. 96.

5 Там же. С. 97...

6 Там же. С. 100.

вестны Миллю), во втором — рабочие организуют кооперативы и становятся сособственниками средств производства. И такого рода социально-экономические изменения станут выгодными самим капиталистам, не меньше других страдающим от бесконечной борьбы. Эти идеи сродни концепциям лидеров современной социал-демократии. В XX в. приобрела популярность идея «немарксистского» отмирания капиталистической системы. Выдающийся экономист первой половины XX в. Й. Шумпетер писал: «Капитализм заключает в себе истоки своей собственной гибели, но в ином смысле, чем это имел в виду Маркс. Общество обязательно перерастет капитализм, но это произойдет потому, что достижения капитализма сделают его излишним, а не потому, что его внутренние противоречия сделают его дальнейшее существование невозможным»1.

Основные понятия

Хремастика

Меркантилизм

Экономическая концепция физиократии

Классическая политическая экономия

Мальтузианство,

Теория факторов производства

Чистый продукт,.

Контрольные вопросы

1. Какие экономические концепции и соответствующих им авторов вы можете отнести к эпохам доиндустриальной цивилизации?

2. Какие экономические теории относятся к эпохе индустриальной цивилизации?

3. Чем отличались экономические воззрения физиократов и меркантилистов?

4. В чем вы видите содержание и основные характеристики «экономического классицизма»?

5. Кто впервые применил термин «класс» и к каким группам населения относился этот термин?

1 Шумпетер Й. Теория экономического развития. М., 1982. С. 16. Добавим, что факты посткапиталистического развития отмечаются многими современными учеными. В этих условиях строительство капитализма в России представляет собой явно попятное движение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: